Основы информационной культуры школьников -библиотечная программа. Основы информационной культуры школьников -библиотечная программа Уроков «основы информационной
Транскрипт
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «БОГРАДСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» Рассмотрено на заседании МС / Согласовано с заместителем директора по УВР /Домишева Т.А./ Утверждаю Директор /Сердюкова Г.В./ Рабочая программа «Основы информационной культуры школьника» 1-9 класс Педагог-библиотекарь: Малярова Валентина Фердинандовна Боград
2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Успешность современного человека, результаты учебной, профессиональной и иной деятельности всё в большей степени определяются уровнем его готовности постоянно учиться, самостоятельно добывать знания. Непрерывное образование и способность к переквалификации становятся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности; карьера, преуспевание современного человека во многом зависит от его способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию. Особое значение в этих условиях приобретает целенаправленная, систематическая подготовка учащихся в системе среднего (полного) образования. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина 21 века ориентироваться в массивах информации, используя её себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призваны сыграть библиотечно-библиографические уроки «Основы информационной культуры школьника» с 1-9 класс. Данная рабочая программа рассчитана последовательное изучение информационной культуры, она вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно вывалять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющее общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Основная цель библиотечно-библиографических уроков формирование навыков работы с различными источниками информации и помощь учащимся в применении их на практике, воспитание информационной культуры учащихся. Достижение поставленной цели осуществляется в ходе решения следующих задач: - освоить рациональные приёмы и способы самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; - овладеть методами аналитико-синтетической переработки информации; - изучить и практически использовать технологии подготовки и оформлению результатов самостоятельной учебной и познавательной деятельности (подготовка сообщений, учебных рефератов, докладов, исследовательских работ). Программа состоит из 2 разделов (1-4 кл.; 5-9 кл.), каждый из которых включает систему знаний, построенных с учётом возрастных особенностей учащихся, и рассчитана на последовательном (от класса к классу) формированию знаний умений и навыков пользования книгой, библиотекой, другими информационными ресурсами и технологиями. Отдельные темы повторяются: знания учащихся углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале. Специфика организации обучения основам информационной культуры для 1-4 классов определяется возрастными особенностями младших школьников, предполагает адаптацию специальной терминологии уроков и активное использование наглядных средств обучения. Количество часов на цикл 1-4 классов: всего 16 часов, включая теорию - 7 часов и практику 9 часов. Важное место в системе циклов отводится второму. Согласно градации, основанной на психофизиологических особенностей возраста, именно эти классы являются рубежными между отрочеством и юностью. Переход на новый более высокий уровень понимания информационной культуры личности, соответствует характерному для этого возраста интересу к проблемам самопознания и самоопределения человека. Количество часов на цикл 5-9 классы: всего 22 часа из них теории - 12 ч., практики 10 ч. Особе место во 2 разделе уроков для 9 кл. занимает информационное мировоззрение, т.е. система взглядов человека на мир информации и место человека в нём. Информационное мировоззрение тесно связано с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки. Количество часов: всего 6 ч., включая теорию- 2 ч., практику- 4ч.
3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 раздел (1-4 классы) Наименование темы Всего В том числе часов теории практики 1 класс 1. Знакомство с библиотекой Роль и назначения библиотеки Информация и ее виды Источники информации 1 0,5 0,5 5. Правила обращения с книгой. Структура учебника 2 класс 1 Библиотека как источник информационных 1 1 ресурсов 2. Правила обращения с книгой Информация. Виды, источники Интернет - безопасность 1 0,5 0,5 5. Структура и справочно-поисковый аппарат издания 3 класс 1 Понятия информационной культуры Информация и информационный поиск 1 1 документов 3 Структура и справочно-поисковый аппарат издания 4. Текст и его свойства Интернет - безопасность 1 0,5 0,5 4 класс 1. Правила обращения с книгой История возникновения информационных 2 2 ресурсов 3. Первичные документы как составная часть 1 1 информационных ресурсов общества 4. Вторичные документы как результат 1 1 аналитико-синтетической переработки информации 5 Строение книги. Элементы книги Структура книги Иллюстраторы книг Периодические издания Библиотека как источник информационных ресурсов 10 Справочные издания 5 1,5 3,5 11 Адресный поиск и алгоритм его выполнения Интернет как источник информационных 3 3 ресурсов. Информационная безопасность 13 Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами,5 17,5 Всего
4 2 раздел (5-9 класс) Наименование темы Всего В том числе часов теории практики 5 класс 1. Библиотека и Интернет как источники 1 1 информационных ресурсов общества 2. Основные типы информационно-поисковых задач 3. Основные приёмы интеллектуальной работы с 1 1 текстами 6 класс 1. Библиотека как информационно-поисковая 1 1 система 2. Первичные и вторичные документы как 1 1 составная часть информационных ресурсов 3. Адресный поиск и тематический поиск и 2 2 алгоритм их выполнения 7 класс 1. Текст как объект аналитико-синтетической 1 1 переработки 2. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстом 3. Составление библиографического описания 1 1 документов 8 класс 1. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 2. Адресный поиск, тематический поиск, фактографический поиск и алгоритм их выполнения 9 класс 1. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов 2. Аналитико-синтетическая переработка 2 2 источников информации 3. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы Всего
5 Содержание тем 1 раздел (1-4 классы) 1 класс Тема 1. Знакомство с библиотекой Развитие представления о библиотеке. Экскурсия по библиотеке. Понятие читатель, библиотека, библиотекарь. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Обслуживание младших школьников. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников. Тема 2. Роль и назначение библиотеки Основные правила пользования библиотекой. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Назначение книжных выставок, тематических полок. Мультимедийные ресурсы библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у младших школьников бережного отношения к книге. Тема 3. Информация и ее виды Многозначность понятия «информация». Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека. Информация по способу восприятия органами чувств зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая. Тема 4. Источники информации Многообразие информации, окружающей человека. Представление о традиционных и электронных ресурсах. Тема 5. Правила обращения с книгой. Структура учебника. Представление о книге как носителе общекультурных и др. традиций. Правила обращения с книгой. Обложка, закладка. Виды ремонта книги. Компоненты книги: обложка, переплет, корешок, титульный лист, текст, иллюстрации, содержание. Содержание как поисковое средство книги. Назначение библиографической информации на обложке книги. 2 класс Тема 1. Библиотека как источник информационных ресурсов Развитие представление о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Обслуживание младших школьников. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для младших школьников. Открытый доступ к книжному фонду. Правила пользования открытым доступом. Назначение книжных выставок, тематических полок. Мультимедийные ресурсы библиотеки. Тема 2. Правила обращения с книгой. Правила обращения с книгой. Обложка, закладка. Виды ремонта книги. Тема 3. Информация. Виды, источники. Многозначность понятия «информация». Человек и информация. Роль информации в жизни общества и отдельного человека. Расширение представлений об информации. Виды информации по сферам деятельности. Книга как основной источник информации. Тема 4. Интернет-безопасность Десять правил безопасности при работе в интернете. Тема 5. Структура и справочно-поисковый аппарат издания Понятие о структуре и конструктивных особенностях учебных, научных и справочных изданий. Ориентация в структуре учебника. Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий; определение, назначение, функции. Структура справочного аппарата. Средства дополнения, сопровождение основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие, библиографические ссылки, комментарий, приложения. Поисковые средства первичных документов: оглавление, публикация, указатели (виды указателей).
6 3 класс Тема 1 Понятие информационной культуры Расширение представления об информации. Виды информации по различным основаниям деления: текстовая, иконическая, идеографическая, аудиальная, тактильная. Комплексная.. Книги, журналы, справочники, энциклопедии, изоиздания, фотографии, слайды,; карты, ноты, чертежи, схемы; фонограммы, компакт-диски, звуковые фильмы, CD - ROM. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека. Информированность. Ценность информации и цена неинформированности. Определение понятия «информационная культура». Взаимосвязь информационной культуры и информатизации общества. Роль информационной культуры в обеспечении эффективной учебно-познавательной Состав и структура, знаний, умений и навыков, определяющих уровень информационной культуры учащегося третьего класса. Тема 2 Информация и информационный поиск документов Определение понятия «информационных ресурсов. Многозначность понятия «информация». Множественность подходов к классификации информации (генетическая, машинная, социальная информации). Причины и следствия «информационного кризиса». - История появления первых носителей информации (папирус, глиняные таблички, пергамент, бумага). - Способы хранения носителей информации (от первых библиотек Древнего мира до современных информационных центров). Структура библиотеки как информационно-поисковой системы. Назначение отделов библиотеки. Понятие о справочно-библиографическом аппарате. Характеристика элементов СБА: системы каталогов, системы картотек, фонда справочных изданий, алфавитно-предметного указателя к нему. Их роль в обеспечении полноты и точности информационного поиска. Знание справочно-поискового аппарата библиотеки как обязательное условие рационального информационного поведения пользователя. Тема 3. Структура и справочно-поисковый аппарат изданий Понятие о структуре и конструктивных особенностях учебных, научных и справочных изданий. Ориентация в структуре учебника. Справочный аппарат учебных, научных и справочных изданий; определение, назначение, функции. Структура справочного аппарата. отличительные элементы документа, расположенные на титульном листе, их основные функции: информационная, поисковая, идентификационная. Средства дополнения, сопровождение основного текста в первичном документе: предисловие, введение, послесловие, библиографические ссылки, комментарий, приложения. Поисковые средства первичных документов: оглавление, публикация, указатели (виды указателей). Использование справочного аппарата издания при его аналитико-синтетической переработке и извлечение наиболее информативных фрагментов текста. Тема 4. Текст и его свойства Развитие представлений о тексте. Основная тема и микротемы текста. Важнейшие свойства текста: связность, осмысленность, законченность, структурированность. Тема 5. Интернет-безопасность Десять правил безопасности при работе в интернете. 4 класс Тема 1. Правила обращения с книгой. Правила обращения с книгой. Обложка, закладка. Виды ремонта книги. Практическое выполнение закладки, ремонт книги, журнала.
7 Тема 2. История возникновения информационных ресурсов Определение понятия «информационных ресурсов. Многозначность понятия «информация». Множественность подходов к классификации информации (генетическая, машинная, социальная информации). Причины и следствия «информационного кризиса». - История появления первых носителей информации (папирус, глиняные таблички, пергамент, бумага). - Способы хранения носителей информации (от первых библиотек Древнего мира до современных информационных центров). - Ценность информации и цена неинформированности. Тема 3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества Определение исходных понятий «документ», «издание». Классификация документов по. различным основаниям деления: форм представления информации (текстовые, идеографические, аудиовизуальные, репродуцированные, машиночитаемые); широте распространения информации (опубликованные, неопубликованные). Основные виды изданий: периодические, непериодические, продолжающиеся, сериальные. Краткая характеристика основных типов литературы: учебной, справочной, научной, научно-популярной, производственной, официальной, художественной и информационной. Тема 4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации Информативность, полезность, ценность различных классов документов, необходимых для информационного обеспечения учебной, научно-исследовательской и других видов человеческой деятельности. Понятие о первичных и вторичных документов, информационных ресурсах. Информационные издания как результат аналитико-синтетической переработки и средство слежения за документальными потоками информации. Основные сведения о библиографических пособиях. Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности учащихся Тема 5. Строение книги. Элементы книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление книги: текст, страницы, иллюстрации. Художники детской книги. Аннотация. Отзыв о книге. Тема 6. Структура книги. Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие, текст, иллюстрации, содержание. Тема 7. Иллюстраторы книг. Дать представление о книжной графике. Познакомить с творчеством художников на примере Билибина И.Я. Тема 8. Периодические издания. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, корреспондент, журналист, редакция. Премьера лучших российских газет и журналов для детей. Структура периодического издания. Тема 9. Библиотека как источник информационных ресурсов. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки помощники в выборе книг. Тема 10. Справочные издания. Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям. Структура энциклопедий. Тематические энциклопедии.
8 Тема 11. Адресный поиск и алгоритм его выполнения. Алфавитный каталог, каталожная карточка, связь титульного листа книги с каталожной карточкой. Шифр книги её адрес. Структура каталогов. Расположение карточек в каталоге и книг на полках. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге и картотеке заглавий художественных произведений. Библиографическое описание как «паспорт» документа. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: автор, заглавие. Тема 12. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность. Мультимедийные ресурсы библиотеки (обучающие программы, игры, видео, DVD). Интернет ресурсы для учащихся (новости, конкурсы, игры, сказки, общения). Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности школьников. Тема 13. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстом Общие представления о порядке анализа содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов. Самоконтроль) Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного. Деление текста на смысловые части, озаглавливание частей текста. Выявление смысловых связей между частями текста. Формулирование темы и основной мысли в собственном высказывании. Подробный и сжатый и выборочный пересказ (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения. Высказывания отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения. 2 раздел (5-9 классы) 5 класс Тема 1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества Назначение детской и школьной библиотеки. Библиотечное обслуживание школьников. Специализированные залы и отделы детской библиотеки. Информационные продукты и услуги детской и школьной библиотек для школьников. Средства ориентирования в информационных ресурсах детской и школьной библиотеки. (каталоги: алфавитный, систематический, электронный; картотеки) Рекомендательные библиографические указатели для детей как источник информации о литературе для учащихся. Районная детская библиотека как источник информации о литературе для детей. Мультимедийные ресурсы библиотеки (обучающие программы, игры, видео, DVD). Интернет ресурсы для учащихся (новости, конкурсы, игры, сказки, общения). Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности школьников Тема 2. Основные типы информационно-поисковых задач Адресный поиск как проявление информационной определенном (конкретном) документе. Сущность поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска: его задачи и функции. Тематические запросы как выражение информационной потребности школьников при написании рефератов, докладов, сочинений, подготовке к олимпиадам, конкурсам. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура
9 систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Понятие о фактографической информации. Роль и значение фактографической информации в структуре учебной и научно - познавательной деятельности школьников. Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т.п., как формальные атрибуты фактографических запросов. Справочные издания как источник фактографических информации. Основные типы справочных изданий. Алгоритм выполнения фактографического запроса. Тема 3. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами Анализ содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов. Самоконтроль) Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного. Развитее приемов понимания прочитанного, умения перефразировать мысль (объяснить «иными словами») Понятие о микротемном анализе как приёме, обеспечивающие умение раскрывать тему текста (сообщения). Формулирование темы и основной мысли в собственном высказывании. Подробный и сжатый и выборочный пересказ (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения. Высказывания отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения. 6 класс Тема 1. Библиотека как информационно-поисковая система Место детской библиотеки в системе библиотечного обслуживания школьников. Информационные продукты и услуги, предоставляемые детской библиотекой. Рекомендательные библиографические указатели для детей как источник информации о литературе для учащихся. Мультимедиа-ресурсы библиотеки для учащихся. Локальная информационная компьютерная система «Ликсизборник», мультимедийная программа «Час книги». Районная детская библиотека как источник информации о литературе для детей. Интернет ресурсы для учащихся (новости, конкурсы, игры, сказки, общения). Использование возможностей библиотеки и Интернета в учебной и познавательной деятельности школьников Тема 2. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов Определение исходных понятий «документ», «издание». Классификация документов по. различным основаниям деления: форм представления информации (текстовые, идеографические, аудиовизуальные, репродуцированные, машиночитаемые); широте распространения информации (опубликованные, неопубликованные). Основные виды изданий: периодические, непериодические, продолжающиеся, сериальные. Краткая характеристика основных типов литературы: учебной, справочной, научной, научно-популярной, производственной, официальной, художественной и информационной. Информативность, полезность, ценность различных классов документов, необходимых для информационного обеспечения учебной, научно-исследовательской и других видов человеческой деятельности. Понятие о первичных и вторичных документов, информационных ресурсах. Информационные издания как результат аналитико-синтетической переработки и средство слежения за документальными потоками информации. Основные сведения о библиографических пособиях. Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности учащихся. Тема 3. Адресный поиск и тематический поиск и алгоритм их выполнения Адресный поиск как проявление информационной определенном (конкретном) документе. Сущность поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения. Основные
10 поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги. Алфавитный каталог как средство адресного библиотечного поиска: его задачи и функции. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Особенности поиска в алфавитном каталоге книг авторов-однофамильцев; авторов, пишущих под псевдонимами и т.д. Логические комплексы в алфавитном каталоге. Тематические запросы как выражение информационной потребности школьников при написании рефератов, докладов, сочинений, подготовке к олимпиадам, конкурсам. Правила формулировки тематических запросов: понятие о предмете и аспекте поиска информации. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге. Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу - чрезмерное сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы). 7 класс Тема 1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки Текст и его свойства. Расширение представлений об учебных, научно-познавательных, художественных текстах. Смысловые и структурные особенности учебных, научнопознавательных, художественных текстов. Структура (схема построения0 научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение. Классификация структурных элементов текста. Факт, мнение, доказательство. Гипотеза, аксиома в структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу части текста. Основная тема текста в целом и представления о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями и научно-познавательных текстов. Поиск и выделение значимых смысловых связей и отношений между частями целого текста. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения «род вид», «целое часть» и их роль для понимания смысла текста. Тема 2. Основные приёмы работы с текстом Анализ содержания текста. Самостоятельное осмысление заглавия произведения. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрации. «Диалог с автором» в процессе чтения текста (самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль). Самостоятельное формулирование главной мысли прочитанного. Развитие приёмов понимания прочитанного, умение перефразировать мысль. Представление о неявном, скрытом смысле сообщения. Развитие представлений об основных приемах работы с текстом, обеспечивающих его понимание. Высказывание отношения к прочитанному, аргументация своей точки зрения. Тема 3. Составление библиографического описания документов Библиографическое описание как «паспорт документа». Понятие «библиографического описания». Элементы библиографического описания. Общая схема описания. Основные правила составления библиографического описания. Библиографическое описание как форма свёртывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Правила библиографического описания документов. Зависимость между правильно составленным библиографическим описанием и возможностью разыскания документа. Выполнение инструкции. Точное следование образцу описания при самостоятельном составлении библиографического описания документов.
11 8 класс Тема 1. Аналитико-синтетическая переработка источников информации Текст и его свойства. Расширение представлений об учебных, научно-познавательных, художественных текстах. Смысловые и структурные особенности учебных, научнопознавательных, художественных текстов. Структура (схема построения научно-познавательного текста: введение, основная часть, заключение. Классификация структурных элементов текста. Факт, мнение, доказательство. Гипотеза, аксиома в структуре текста. Различение целого и частей в тексте. Законченные по смыслу части текста. Основная тема текста в целом и представления о микротемах частей текста. Смысловые связи между частями и научно-познавательных текстов. Поиск и выделение значимых смысловых связей и отношений между частями целого текста. Слова, отражающие в тексте смысловые отношения «род вид», «целое часть» и их роль для понимания смысла текста. Опорные (ключевые) и многозначные слова как основа понимания текста. Работа с текстом: определение функционального стиля текста, используемых в нём функционально-смысловых типов речи (описание, повествование, рассуждение). Анализ текста выделение темы и основной мысли текста. Тема 2. Адресный поиск, тематический поиск, фактографический поиск и алгоритм его выполнения Адресный поиск как проявление информационной определенном (конкретном) документе. Сущность поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения. Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, составителя, редактора, коллективный автор, название книги. Алгоритм поиска литературы в алфавитном каталоге. Особенности поиска в алфавитном каталоге книг автороводнофамильцев; авторов, пишущих под псевдонимами и т.д. Логические комплексы в алфавитном каталоге (коллективных авторов; индивидуальных авторов, имеющих наряду с отдельными произведениями собрания сочинений, сгруппированных в логическом порядке убывающей полноты изданий: полное собрание сочинений, собрание сочинений, избранные сочинения и др.). Авторские указатели в информационных изданиях как средство адресного библиографического поиска. Тематические запросы как выражение информационной потребности школьников при написании рефератов, докладов, сочинений, подготовке к олимпиадам, конкурсам. Правила формулировки тематических запросов: понятие о предмете и аспекте поиска информации. Систематический каталог и систематическая картотека статей как источник тематического разыскания в библиотеке. Принцип организации систематического каталога. Структура систематического каталога. Роль алфавитно-предметного указателя при проведении тематического поиска. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге. Причины неудовлетворительных результатов поиска по тематическому запросу - чрезмерное сужение или расширение области поиска («узкие» и «широкие» запросы). Методы корректировки тематического запроса при отрицательных результатах поиска: использование синонимии и родовидовых связей для достижения приемлемых результатов поиска информации. Алгоритм поиска в информационных и библиографических изданиях Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т.п., как формальные атрибуты фактографических запросов. Справочные издания как источник фактографических информации. Основные типы справочных изданий. Алгоритм выполнения фактографического запроса. Стратегия выполнения по выяснению значений слов, понятий; установлению исторических дат; уточнению характеристик предметов, явлений; разыскания авторства и установлению их подлинного текста. Использование результатов фактографического поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников при подготовке рефератов, викторин, олимпиад и т.
12 9 класс Тема 1. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов Исходные понятия «документ», «издание». Классификация документов по. различным основаниям деления: форм представления информации (текстовые, идеографические, аудиовизуальные, репродуцированные, машиночитаемые); широте распространения информации (опубликованные, неопубликованные). Основные виды изданий: периодические, непериодические, продолжающиеся, сериальные. Краткая характеристика основных типов литературы: учебной, справочной, научной, научно-популярной, производственной, официальной, художественной и информационной. Информативность, полезность, ценность различных классов документов, необходимых для информационного обеспечения учебной, научно-исследовательской и других видов человеческой деятельности. Понятие о первичных и вторичных документов, информационных ресурсах. Информационные издания как результат аналитико-синтетической переработки и средство слежения за документальными потоками информации. Основные сведения о библиографических пособиях. Возможности использования вторичных документов в учебной деятельности учащихся. Углубление представлений о деловых документах. Основные виды деловых документов: распорядительные (постановления. распоряжения, приказы); организационные (положения, уставы, инструкции), документы по личному составу (заявления, характеристики, автобиографии, приказы по личному составу) Расширение представлений об электронных документах. Локальные и сетевые электронные ресурсы для школьников Тема 2. Аналитико-синтетическая переработка информации Аналитико-синтетическая переработка информации (АСПИ) как реакция на «информационный взрыв». Сущность и назначения АСПИ как процедуры свёртывания содержания документов в ходе анализа и извлечения необходимой информации. Преставления об анализе и синтезе информации. Виды АСПИ: составление библиографического описания, индексирование (систематизация, предметизация, индексирование с помощью ключевых слов), аннотирование реферирование, выделение фактов, составление обзоров. Общие требования, предъявляемые ко всем видам информации, лаконичность. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации. Тема 3. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности Виды учебной, научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся, порождающие необходимость подготовки и оформления рефератов, докладов, сообщений, учебно-исследовательских работ. Виды и назначение учебно-исследовательских работ. Особенности изложения, содержания рефератов, докладов, сообщений, учебноисследовательских работ. Этапы работы над рефератом: выбор темы; осмысление (обдумывание и обсуждение) темы; поиск информации по теме, отбор материала по теме реферата (не мене 8-10 источников); составление плана, аналитико-синтетическая переработка первичных документов; систематизация результатов аналитико-синтетической переработки информации в соответствии с планом; составление и редактирование текста реферата; оформление списка литературы в соответствии с требованиями библиографического описания.
13 1. Формы занятий В процессе занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования, викторины и другие. 2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.) наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) практический (выполнение работ) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - учебно-практический - учащиеся закрепляют и конкретизируют полученные теоретические знания; - частично-поисковый участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский самостоятельная творческая работа учащихся, подготовка сообщения по заданной теме; - проектной деятельности формирует творческое мышление у учащихся; - метод демонстраций: демонстрация кинофильмов, мультфильмов, компьютер и др. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: фронтальный одновременная работа со всеми учащимися индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы групповой организация работы в группах. индивидуальный индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Принципы обучения: - принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога; - принцип доступности обучения; - принцип наглядности. 3. Дидактический материал: - иллюстрации; - задания для практических работ; - карточки к играм; - кроссворды, ребусы; - компьютерные презентации 4. Техническое оснащение занятий - компьютер, мультимедиа, экран, фотоаппарат; - медиатека, которая включает в себя записи на CD-RV, DVD- RV дисках. Программно-методическое обеспечение СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности: учебное пособие / А. Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева.- М.: Либерея, с.
14 2. Гендина, Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности: учебно-методическое пособие/ Н. И. Гендина. Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова. - М.: Школьная библиотека, с. 3. Гендина, Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры // Школьная библиотека С Диомидова Г.Н. Библиография: Общий курс: учебник. - М.: Книжная палата, с. 5. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга: рабочая тетрадь по основам информационно-библиографической грамотности. М,: Школьная библиотека, с. 6. Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре.- М.: Либерея, с. 7. Мяэтос, О. Уроки информационной грамотности в школе. - М.: Первое сентября, с. 8. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванива. - СПб: Профессия, с. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1. Библиотека и юный читатель: практическое пособие / Сост. Ю.В. Просалкова. - М.: Книжная палата, с. 2.Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга: рабочая тетрадь по основам информационно-библиографической грамотности. М.: Школьная библиотека, с. 3.Коряковцева, Н. А. Хрестоматия по информационной культуре. - М.: Либерея, с. 4. Майсурадзе, Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела. - М.: Юрист, с. 5. Ушколаева, Л.А. Учись быть читателем. - М.: Просвещение, с.
15 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1-4 классы) Наименование темы Дата проведения план факт 1 класс 1. Знакомство с библиотекой 2. Роль и назначения библиотеки 3. Информация и ее виды 4. Источники информации 5. Правила обращения с книгой. 6. Структура учебника 2 класс 1 Библиотека как источник информационных ресурсов 2. Правила обращения с книгой 3. Информация. Виды, источники 4. Интернет - безопасность 5. Структура издания 6. Справочно-поисковый аппарат издания 3 класс 1 Понятия информационной культуры 2. Информация и информационный поиск документов 3 Структура издания 4. Справочно-поисковый аппарат издания 5. Текст и его свойства 6. Интернет - безопасность 4 класс См. программу «Клуб литературного чтения» КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (5-9 класс) Наименование темы Дата проведения план факт 5 класс 1. Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества 2. Основные типы информационно-поисковых задач 3. Основные типы информационно-поисковых задач 4. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстами 6 класс 1. Библиотека как информационно-поисковая система 2. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов 3. Адресный и тематический поиск. Алгоритм их выполнения 4. Адресный и тематический поиск. Алгоритм их выполнения 7 класс 1. Текст как объект аналитико-синтетической переработки 2. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстом 3. Основные приёмы интеллектуальной работы с текстом
16 4. Составление библиографического описания документов 8 класс 1. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 2. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 3. Адресный поиск, тематический поиск, фактографический поиск и алгоритм их выполнения 4. Адресный поиск, тематический поиск, фактографический поиск и алгоритм их выполнения 9 класс 1. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов 2. Первичные и вторичные документы как составная часть информационных ресурсов 3. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 4. Аналитико-синтетическая переработка источников информации 5. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы 6. Технология подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы
Программа библиотечно-библиографических уроков 1 класс. 1. Вам знаком Книжкин дом? Цель: знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге, обучение правилам пользования книгой Содержание темы: понятия
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа 28» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей технологии, ИЗО, искусства, физической культуры
Муниципальное казенное учреждение культуры «Централизованная детская библиотечная система» г. Магнитогорска Информационно-библиографический отдел Основы информационной культуры читателей в детских библиотеках
Утверждаю Директор МБОУ гимназии 30 г. Ставрополя 20 г. Рабочая программа «Основы информационной культуры» для учащихся 4 классов. (адаптированная на основе программы Гендина Н.И., Стародубова Г.А.,Уленко
Пояснительная записка Успешность современного человека, результаты учебной, профессиональной и иной деятельности все в большей степени определяются уровнем его готовности постоянно учиться, самостоятельно
УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» от 30.06.2016 260П Дополнительная общеобразовательная программа «Основы информационной
Пояснительная записка Внедрение и развитие информационных технологий в современном обществе приводит к необходимости специальной информационной подготовки подрастающего поколения. Ежедневно человек из
ПЛАН работы школьной библиотеки 2017/2018 учебный год п/п Деятельность по формированию фонда библиотечно-информационного центра школьной библиотеки Содержание работы Срок исполнения 1 2 3 1. Работа с фондом
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 9» ПРОГРАММА кружка «Книжкин дом» для учащихся 3-4 классов. Составила: Ельшина Ольга Юрьевна Учитель
Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа 48" г. Орла РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой деятельности педагога- библиотекаря Морозовой
Разработка стратегии подготовки кадров и развития школьных библиотек России Подготовка и проведение съездов и форумов школьных библиотекарей России Совместные издательские и просветительские проекты в
Библиотечные часы, как форма популяризации книги и чтения (методические рекомендации для библиотекарей) Большое значение в формировании информационной грамотности детей и подростков имеют библиотечные
Творческая работа на тему: «Библиотечные уроки и их разновидности» Заведующая библиотекой БСОШ Имашова К.М. Библиотечные уроки ВЕДЕНИЕ. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Наступивший век со всей уверенностью можно назвать веком информации, её поток будет нарастать с каждым днём. Процессы информатизации современного общества затронули и деятельность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 1 города-курорта Железноводска Ставропольского края Формирование информационной грамотности и культуры школьников
МБОУ СОШ 15 ст.лысогорской Программа работы кружка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка «Библиотечное дело» (Зав. школьной библиотеки Сивоконь Валентина Петровна). Срок реализации: 2017-2018 учебный год Количество
Пояснительная записка На занятиях кружка «Библиоша» ребята будут знакомиться с профессией библиотекаря, говорить о книге, о её роли в жизни людей. Актуальность программы заключается в том, что деятельность
Доклад: «Разработка библиотечного урока в соответствии с требованиями ФГОС». Новые образовательные стандарты это не просто смена школьной программы. С введением новых стандартов кардинально меняются принципы
ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 13» г. Лысьва Пермского края Рассмотрено на методсовете Протокол от 2014
Программа развития школьной библиотеки МБОУ «Средняя школа г.северо-курильска» Цели: - личностные. - управленческие. -формирование основ информационной культуры учащихся. -создание системы координации
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Усятская средняя общеобразовательная школа» Алтайский край, Бийский район Утверждаю Директор МКОУ «Усятская СОШ» Малетина Н.А. 2016год План работы
Утверждаю Директор МБОУ «СОШ 2 п. Переволоцкий» С.В.Бунин Рабочая программа библиотечных уроков педагога-библиотекаря Абдуллиной Марины Петровны Срок реализации: 2018-2019 учебный год П. Переволоцкий 2018-19
Библиотечные уроки ВЕДЕНИЕ. Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача научить молодого гражданина XXI века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 73 «Библиотечные уроки для учащихся школы» программа (авторская) составитель: Новикова М.В. Челябинск 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
Название кружка: «УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ» Руководитель кружка: Зотова Л.Н.- педагог-библиотекарь Разработчик программы: Зотова Л.Н. Адресат программы: учащиеся 2-х классов. Сроки реализации: 2017/2018 учебный
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14» «Библиотека - культурный и информационный центр школы» 2015г. п.краснозоринский 2 Полное наименование: Библиотека Муниципального
Рассмотрено: на методическом объединении Протокол 1 «30» августа 2017 г. Утверждаю: Директор КГБОУ «Красноярская школа 5» Шандыбо С.В. «11» сентября 2017 г. Рабочая программа библиотечных уроков педагога-библиотекаря
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 6» УТВЕРЖДЕНО: Директор JVIBOY «СОШ 6» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Календарно-тематическое планирование уроков «Основы информационной
1 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Сосновка» Искитимского района Новосибирской области УТВЕРЖДАЮ Директор школы МКОУ «СОШ с.сосновка» М.П. Гулиева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепотаповская средняя общеобразовательная школа» Утверждена приказом МБОУ «Верхнепотаповская СОШ» от 31.08.2014 159 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ 1 им. С. Т. Шацкого». Полякова Г.В. «31» августа 2018 г. ПЛАН работы библиотеки МБОУ «СОШ 1 им. С. Т. Шацкого» на 2018-2019 учебный год 1 I. Введение: Количество учащихся школы
«Рассмотрено» Руководитель МО Айметдинова Н.И. Протокол 7 от «25» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель директора по УР Гончаренко И.Э. «25» августа 2015 г. «Утверждаю» Директор МБОУ«Школа 38» Э.В.Сафиуллина
ГБОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга «Согласовано» Зам. директора по УВР Т.И. Удальцова 2013 г. «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ 183 О.И. Головкина Приказ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя России Игоря Ржавитина» Рассмотрена на заседании ШМО
Утверждено приказом директора МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа интернат» Девятниковой С.В. 35 от 29.08.2014г. МКОУ «Биазинская общеобразовательная школа-интернат» План работы школьной библиотеки
Пояснительная записка Программа кружка «Школьное телевидение» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить
Аннотация к рабочей программе дополнительного образования детей «Юный книголюб» Рабочая программа дополнительного образования детей «Юный книголюб» предназначена для учащихся начальных классов, в своих
1. Паспорт программы 1 Название программы Программа развития библиотеки 2 Нормативно-правовая база разработки программы 1. Закон РФ «Об образовании» 2. Федеральный закон «О библиотечном деле» 3. «Конвенция
Аннотации к рабочим программам по литературе (5-11 классы) 5 класс Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и Программы по литературе для
План работы школьной библиотеки на 2016-2017 учебный год Основные цели библиотеки: 1. Информационное обеспечение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС и содействие самообразованию учащихся
Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании авторской программы по информатике для 2 класса С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. Программа соответствует Государственному стандарту основного общего
ПРОГРАММА БИБЛИОТЕЧНО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА «ЧИТАЙКА» ПО КУРСУ «БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ» Пояснительная записка. (год обучения для учащихся 3-5 кл.) Сегодня в стране ведется
1 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Интеллект» составлена на основе закона Российской Федерации «Об образовании» (в новой редакции). Федерального государственного образовательного
План работы школьной библиотеки МАОУ «СОШ 2» на 2015 2016 учебный год Пояснительная записка Контрольные показатели Цифровой анализ работы школьной библиотеки на 2015-2016 учебный год 1. Количество читателей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая программа по развитию речи создана на основе примерной программы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов
Содержание 1. Пояснительная записка...3 2. Календарно-тематический план...4-5 3. Содержание учебной программы 6 4. Список литературы...7 5. Список ключевых слов..8 Пояснительная записка Полученные знания
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1) понимание татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ Предмет Уровень образования Разработчики программы Нормативно-методические материалы Реализуемый УМК Цели и задачи изучения предмета Литературное чтение Начальная школа (1
План работы библиотеки школы 191 на 2014-2015 учебный год. I. Работа с фондом. Содержание работы Срок Ответственный 1.Обеспеченность учащихся учебниками в полном объеме согласно учебным программам Прием
Утверждаю Директор МБОУ НСШ 2 Л.М.Играёва План работы библиотеки МБОУ НСШ 2 на 2015-2016 учебный год Работа с читателями п/п Содержание работы Срок исполнения Ответственные 1 Обслуживание читателей на
План работы школьной библиотеки на 2015/2016 уч.год (ул.свободы, д.81,корп.1, ул.фомичевой д.1,корп.1) «Без библиотеки школа ничего не может сделать. Школа и библиотека - две родные сестры.» Из ходатайства
Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).
3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.
4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.
5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).
6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.
Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
города Можги Удмуртской Республики
Рабочая программа
по факультативу
«Основы информационной культуры школьника»
Составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся
общеобразовательных учебных заведений,Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, Москва, 2014 г.
г. Можга, 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, следует выделить несколько основных задач:
Дать представление учащимся о книге и библиотеке.
Дать представление учащимся о современных информационных технологиях
Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
Знакомство со способами ориентировки в «море литературы» и умением выделять главное и второстепенное.
Расширить читательский кругозор, знакомя с различной (по читательским интересам) литературой. Правила знакомства с книгой, способы ее описания.
Развитие коммуникативных навыков. Развитие опыта публичного выступления. Умение работать в группах.
Факультативный курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний. Создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: урок-беседа, урок-лекция, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, игровые формы, тесты.
Общая характеристика учебного курса
Программа «Основы информационной культуры школьника» построена в соответствии с принципами:
научная обоснованность и практическая целесообразность;
возрастная адекватность;
необходимость и достаточность информации;
практическая целесообразность.
Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации программы дети узнают о роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, типах и видах документов, библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества, алгоритме поиска информации в различных источниках.
Основные методы обучения:
фронтальный метод;
групповой метод;
практический метод;
познавательная игра;
ситуационный метод;
игровой метод;
соревновательный метод;
активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
чтение и обсуждение;
урок-беседа;
творческие домашние задания;
практические занятия;
урок-лекция;
конкурсы (рисунков, рассказов);
сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
мини – проекты.
Описание места учебного курса в учебном плане
Преподавание программы «Основы информационной культуры школьника» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.
Программа «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на 34 часов, включая 25 часов информационных и 9 практических занятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания конкретного учебного курса
Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Личностные результаты:
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Определять и формировать цель с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;
Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;
Учиться работать в группе, паре.
Предметные результаты:
Воспринимать на слух художественный текст;
Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
Понимать значение терминов, определенных программой;
Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;
Иметь представление о различных видах информации.
Метапредметные результаты:
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
В том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Основное содержание учебного курса
«Основы информационной культуры личности»
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» (1 ч)
Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представлений об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное). Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека.
Тема 1.2. Виды информации (1 ч)
Многообразие информации, окружающей человека. Виды информации по различным основаниям деления: по типам носителей информации, по сферам деятельности, по областям наук. Виды информации по типу носителя: традиционная (книги, газеты, журналы и др.); электронная (интернет-сайты, СД и DVD - диски, флэш-накопители и др.).
Тема 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 ч)
Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.
Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.
Тема 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (1 ч)
Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.
Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.
Тема 1.5. Библиотеки как источники информационных ресурсов (1 ч)
Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Правила пользования открытым доступом к книжному фонду. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.
Тема 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (1 ч)
Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.
Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)
Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.
Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен). Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.
Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)
Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Понятие фактографической информации, Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.
Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)
Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Правила формулировки тематических запросов. Систематический каталог и его структура. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге.
Тема 2.4. Особенности поиска информации в Интернете (1 ч)
Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам. Представление о Яндексе как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале.
Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.
Тема 3.1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси (1 ч)
Тема 3.2. Структура книги. (1 ч)
Элементы книги
Тема 3.3. Справочно-поисковый аппарат книги (1 ч)
Тема 3.4. Книга со страницы на сцену (3 ч)
Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги. (для младших классов)
Тема 3.5. Что? Где? Когда? Как и почему (2 ч)
Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки.
Тема 3.6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки (1 ч)
Тема 3.7. Анализ медиатекста (1 ч)
Мультфильм как объект анализа. Классификация мультфильмов. Анализ мультфильма (на примере мультфильма «девочка и Медведь» и одной из серий российского детского мультсериала «Маша и Медведь»).
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
Тема 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов (2 ч)
Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. Различение планов по объекту планирования. План как краткая форма записи прочитанного.
Тема 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов (2 ч)
Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста, систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Использование плана при подготовке письменных, творческих работ: сочинений на заданны, описаний, сказок, рассказов, докладов рефератов и т.п.
Тема 4.3. Технология подготовки учебных рефератов (1 ч)
Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение список литературы, приложения. Правила оформления учебного реферата.
Тема 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада (1 ч)
Доклад как типичный вид публичной речи. Требования к докладу как устному выступлению: раскрытие темы доклада; выражение позиции выступающего; установление контакта с аудиторией; выразительность речи; соответствие отведенному времени (регламенту). Электронная презентация как мультимедийный документ и средство повышения выразительности выступлений и докладов, убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.
Тема 4.5. Технология подготовки электронных презентаций (2 ч)
Электронная презентация как набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Представление о возможностях программы Ро wer Point для подготовки мультимедийной презентации.
Тема 4.6. Технология подготовки традиционных писем (1 ч)
Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Правила написания писем.
Тема 4.7. Технология подготовки электронных писем (1 ч)
Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е- mail ) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем.
Тема 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения (1 ч)
Представление об отзыве как обоснованном мнении о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного текста. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Структура отзыва на литературное произведение.
Тема 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы (1 ч)
Структура отзыва на мультфильм. Выражение собственного мнения и личной оценки мультфильма как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.
Тема 4.10. Технология подготовки биографий (2 ч)
Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей, основанном на фактическом материале. Структура текста биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника (полководца, писателя " и т.п.).
Планируемые результаты изучения учебного курса
Знать
основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;
основные понятия и термины.
Уметь
самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;
вести информационный диалог через умение читать;
самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;
анализировать художественный текст, используя простейший алгоритм анализа текста;
формулировать информационный запрос и работать по заданному алгоритму.
Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.
К алендарно-тематическое планирование
№Дата проведения
Тема урока
Основное содержание уроков
(по темам)
Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Примечания
Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура
Введение.
Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»
Виды информации
Многообразие информации, окружающей человека.
Знакомство с презентацией. Умение работать с различными источниками информации
Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества
Понятие о первичных и вторичных документах.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации
Углубление представлений о свертывание и развертывании информации.
Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя
Библиотеки как источник информационных ресурсов
Развитие представлений о библиотеке. Структура библиотеки.
Умение работать с различными источниками информации. Умение структурировать учебный материал
Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека.
Область применения Интернета. Правила безопасной работы.
Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения
Адресный поиск и алгоритм его выполнения
Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном документе.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Фактографический поиск и алгоритм его выполнения
Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Тематический поиск и алгоритм его выполнения
Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Особенности поиска информации в Интернете.
Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую информацию по заданным ключевым словам.
Умение работать с текстом, находить в нем главное.
Решение тестовых заданий
Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.
История создания книги. Первая печатная книга на Руси
История создания книги. Появление книгопечатания.
Ставить учебную задачу под руководством учителя.
Структура книги
Элементы книги
Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя
Справочно-поисковый аппарат книги
Первичный документ как объект анализа. Справочно-поисковый аппарат книги.
Умение структурировать учебный материал
14-16
Книга со страницы на сцену
Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги.
17-18
Что? Где? Когда? Как и почему?
Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки. «У страха глаза велики»
Умение работать с различными источниками информации.
Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки
Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Виды медиатекстов.
Работа с текстом и электронным приложением
Анализ медиатекста
Мультфильм как объект анализа. Анализ мультфильма.
Умение сотрудничать в совместной деятельности
Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся
21-22
Технология подготовки планов готовых текстов
Алгоритм составления плана готового текста.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
23-24
Технология подготовки планов создаваемых текстов
Алгоритм составления плана создаваемого текста.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Технология подготовки учебных рефератов
Учебный реферат как результат самостоятельной работы учащихся
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада
Доклад как типичный вид публичной речи. Электронная презентация как мультимедийный документ. Требования к докладу и презентации.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
27-28
Технология подготовки электронных презентаций
Алгоритм подготовки электронной презентации.
Умение работать с презентацией
Технология подготовки традиционных писем
Письмо как средство общения людей. Структура письма.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Технология подготовки электронных писем
Роль электронной переписки в современном мире.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Технология подготовки отзывов на литературные произведения
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Технология подготовки отзывов на мультфильмы
Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся. Структура отзыва.
Умение работать с различными источниками информации.
33-34
Технология подготовки биографий
Правила оформления и редактирования биографии.
Умение работать с текстом, находить в нем главное
Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача — научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н. И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника».
Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5-6 классов, следует выделить несколько основных задач курса:
Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.
В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.
Особое место в программе курса «Информационная культура школьника» занимает диагностика уровня информационной культуры учащихся, используется вводное, текущее и итоговое тестирование.
Программа в 5 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.
Программа в 6 классе рассчитана на 36 часов, включая 27 часов информационных и 9 практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием.
Автор выражает признательность творческому коллективу преподавателей ФИТ Кем. ГАКИ — доктору педагогических наук, профессору Н. И. Гендиной, кандидату педагогических наук, доценту Г. А. Стародубовой. Результаты их многолетней исследовательской деятельности (Информационная культура личности: диагностика, технология, формирование: Учебно-метод. пособие. Ч. 1, 2) легли в основу данного варианта авторской программы.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
5 класс
Наименование темы |
Всего |
Учебные занятия |
Практические
|
Введение |
|||
1. Информационная культура школьника. Основные понятия курса. |
|||
2. История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). | |||
3. Информационные ресурсы современного общества | |||
4. Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки. | |||
5. Методы работы с книгой. | |||
6. Простейшие способы переработки информации. | |||
Итоговое занятие |
|||
ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
5 класс
Введение (1 ч)
Первое знакомство с понятием «информационная культура». Значение информации в жизни человека.
Информационная культура школьника. Основные понятия (3 ч).
Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса.
Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).
История возникновения информационных ресурсов общества.
Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее). (9 ч)
История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски).
Основные знания о книге (структура).
Основные знания о других носителях информации.
Основные информационные центры.
Культура оформления и хранения основных источников информации (книжные, аудиовизуальные, машиночитаемые).
Практические занятия.
Информационные ресурсы современного общества. (3 ч).
Общие представления о разнообразии информационных потоков.
Документальные источники информации.
Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы.
Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно-популярная и справочная литература).
Значение вторичных источников информации.
Библиотека — информационный центр школы. Ресурсные возможности школьной библиотеки (8 ч).
Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиотека.
Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).
Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов.
Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку.
Практические занятия.
Методы работы с книгой (9 ч).
Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление).
Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования).
Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).
Простейшие формы переработки информации (4 ч)
Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение.
Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями.
Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты).
Правила оформления.
Итоговое занятие (1 ч).
Последнее занятие проводится в виде интеллектуальной игры.
Выявляются знания полученные в ходе занятий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс
Наименование темы |
Всего |
Учебные занятия |
Практические
|
Введение |
|||
1. Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника. | |||
2. Информационная среда школьной библиотеки. | |||
3. Информационные потребности школьника в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. | |||
4. Самостоятельная работа ученика (пользователя) при розыске документа и его переработка. | |||
5. Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователя информации. | |||
Итоговое занятие |
|||
ПРОГРАММА КУРСА
«Основы информационной культуры школьника»
6 класс
Введение (1 ч).
Повторение знаний учащихся по основам информационной культуры. Расширение возможностей образования (информатизация).
Информационная культура — путь к последующей самообразовательной работе школьника (6 ч).
Основные задачи курса.
Расширение знаний об основных понятиях курса (информационная потребность, информационный запрос, виды документов).
Кодирование информации (история и современность).
Информационная среда школьной библиотеки. (9 ч).
Возможности школьной библиотеки как информационного центра. Знакомство с понятием «библиография», «библиографическая информация». Практическое применение библиографической информации (библиографические пособия). Расширение представлений о вторичных документах.
Справочно-поисковый аппарат школьной библиотеки (справочные издания, алфавитный и систематический каталоги, картотеки).
Посещение детской библиотеки (знакомство с каталогами и картотеками).
Практические занятия.
Формирование информационной потребности школьников. (7 ч).
Читательская деятельность подростков в контексте социологических исследований.
Информационные потребности шестиклассников. Влияние учебной, познавательной деятельности на содержание информационных потребностей. Использование различных источников информации для приобретения и расширения знаний по предмету (учебная, научно-популярная, справочная литература). Значение справочного аппарата книги, отработка навыков использования (структура построения; значение предисловия, послесловия, комментариев, приложения).
Практические занятия.
Самостоятельная работа школьника (пользователя) при розыске информации и ее переработка (5 ч).
Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
Правильность формирования информационного запроса. Формирование умений поиска информации (адресный, фактографический и тематический запросы). Последовательность проведения розыска. Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-познавательной деятельности школьников.
Практические занятия.
Рациональные приемы интеллектуальной работы пользователей информации. (7 ч).
Культура мышления. Организация рационального чтения. Знакомство с видами чтения. Роль и значение периодических изданий (периодические издания для школьников). Культура чтения периодики. Современные носители информации (разнообразие видов и форм), возможности их использования учащимися.
Практические занятия.
Итоговое занятие (1 ч)
Современные информационные технологии. Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев О. Х., Хромов Л. Н. Учитесь больше читать: книга для учащихся старших классов. — М: Просвещение, 1991. — 160 с.
Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. — М: Книжная палата, 1987. — 256 с.
Гейн А. Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. Основы информатики и вычислительной техники: пробный учебник для общеобразовательных учреждений. — М: Просвещение, 1996. — 158 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1, 2. — Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 1999.
Гецов Г. Г. Рациональные приемы с книгой. — М: Книга, 1975. — 109 с.
Гранин П. П., Бондаренко С. М., Канцевая Н. А. Как учить школьников работать с учебником. — М: Знание, 1987. — 92 с.
Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных заведений / Кушниренко А. Г. и др. — М: Дрофа, 1996. — 136 с.
Лезер Ф. Рациональное чтение. — М: Педагогика, 1980. — 156 с.
Николаева А. П. Учись быть читателем: Старшекласснику о культуре работы с научной и научно-популярной книгой. — 2-е изд. — М: Просвещение, 1982. — 191 с.
Новокшонов Ю., Соломатин А. Воспитывая информационную культуру // Народное образование. — 1988. — № 6. — с. 41-47.
Рыбина Е. Ф., Томашева Е. Н. Библиография литература для детей: Учебник для институтов культуры и пед. вузов. — М: Книга, 1984. — 256 с.
Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. — М, 1987. — 145 с.