Информатика и информационная технология. Информационные технологии Ит информатика
Информационные технологии имеют определенные цели, методы и средства реализации . Целью информационной технологии является создание из информационного ресурса качественного информационного продукта, удовлетворяющего требованиям пользователя. Методами информационных технологий являются методы и приемы моделирования, разработки и реализации процедур обработки данных. В качестве средств информационных технологий применяются математические методы и модели решения задач, алгоритмы обработки данных, инструментальные средства моделирования бизнес-процессов, данных, проектирования информационных систем, разработки программ, собственно программные продукты, разнообразные информационные ресурсы, технические средства обработки данных.
Различают глобальные, базовые и специальные (конкретные) информационные технологии. Глобальная информационная технология включает в себя модели, методы и средства, формирующие информационные ресурсы общества. Базовые информационные технологии предназначены для определенной области применения - производство, научные исследования, обучение и др. Специальные (конкретные) информационные технологии реализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей, например учета, планирования, анализа.
При моделировании информационного процесса и его фаз выделяют три уровня: концептуальный , на котором описываются содержание и структура предметной области; логический , на котором проводится формализация модели; физический , определяющий способ реализации информационной модели в техническом устройстве.
Информатика как научная и прикладная дисциплина тесно связана с информационными технологиями. Место и состав информационных технологий в структуре дисциплины "Информатика" приведены ниже:
01. 1. Теоретическая информатика
01. 1.1. Философские основы информатики
01. 1.2. Начала общей теории информации
01. 1.3. Начала компьютерной семантики
01. 1.4. Основы информационного моделирования
01. 1.5. Интеллектуальные информационные системы
01. 1.6. Информация и познание
01. 2. Средства информатизации
01. 2.1. Технические средства информатизации
01. 2.1.1. Средства обработки, отображения и передачи данных
01. 2.2. Программные средства информатизации
01. 2.2.1. Системные программные средства
02. 2.2.2. Средства информационного обеспечения
01. 2.2.2.1. Универсальные
02. 2.2.2.2. Профессионально-ориентированные
01. 3. Информационные технологии
01. 3.1. Базовые (универсальные) информационные технологии ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; подготовки текстовых и графических документов, технической документации; интеграции и коллективного использования разнородных ииформационных ресурсов
01. 3.2. Прикладные информационные технологии: защиты информации; программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами)
01. 4. Социальная информатика
01. 4.1. Информационные ресурсы
01. 4.2. Информационный потенциал общества
01. 4.3. Информационное общество
01. 4.4. Человек в информационном обществе
Раздел "Теоретическая информатика" предназначен для формирования современного научного мировоззрения, при котором информация рассматривается как фундаментальное семантическое свойство природы, а информационные процессы - как важнейшие интеллектуальные компоненты процессов функционирования любых технических, социальных и природных систем, включая процессы познания человеком окружающего мира. Данный раздел содержит также вопросы, связанные с изучением современной научной методологии в информатике и, в первую очередь, теоретических основ информационного моделирования, статистических методов, методов проведения "вычислительного эксперимента", а также методов решения плохо формализуемых задач с неполными и нечеткими исходными данными.
Во втором и третьем разделах "Средства информатизации" и "Информационные технологии" подробно рассматриваются аппаратные и программные средства информатизации, их информационное обеспечение, а также базовые и прикладные информационные технологии.
Основная задача раздела "Социальная информатика" - дать достаточно полное системное представление об информационном характере процесса развития современного общества, а также о возникающих при этом проблемах и методах их решения на основе использования информационного подхода и возможностей перспективных информационных технологий.
Описание информационных технологий удобно проводить с помощью классификатора (рис. 2.1), позволяющего описывать ИТ на четырех уровнях: технологии, процессы, процедуры, операции. Например, в качестве составляющих базовой информационной технологии, описанной на концептуальном уровне, можно назвать такие процессы, как получение, отображение информации и накопление, обработка, передача данных, и соответствующие им процедуры: сбор, подготовка, ввод; перевод в алфавитно-цифровую форму, построение графиков, синтез речи; архивирование, обновление, поиск; преобразование, логический вывод, генерация знаний; коммутация, маршрутизация, обмен.
Информационные технологии
Информацио́нные техноло́гии (ИТ , от англ. information technology , IT ) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных , в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО , ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.
Основные черты современных ИТ:
- Структурированность стандартов цифрового обмена данными алгоритмов ;
- Широкое использование компьютерного сохранения и предоставление информации в необходимом виде;
- Передача информации посредством цифровых технологий на практически безграничные расстояния.
Дисциплина информационных технологий
В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение , а ещё ранее печатное дело.
Отрасль информационных технологий
Отрасль информационных технологий занимается созданием, развитием и эксплуатацией информационных систем . Информационные технологии призваны, основываясь и рационально используя современные достижения в области компьютерной техники и иных высоких технологий, новейших средств коммуникации, программного обеспечения и практического опыта, решать задачи по эффективной организации информационного процесса для снижения затрат времени, труда, энергии и материальных ресурсов во всех сферах человеческой жизни и современного общества. Информационные технологии взаимодействуют и часто составляющей частью входят в сферы услуг, области управления, промышленного производства, социальных процессов .
История
Начало развития - с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).
Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.
Технологический потенциал и рост
Гильберт и Лопес отмечают экспоненциальный рост технологического прогресса (своего рода закон Мура) как увеличение удельной мощности всех машин для обработки информации в два раза на душу населения каждые 14 месяцев между 1986 и 2007 годами; глобальный потенциал телекоммуникационных возможностей на душу населения удваивается каждые 34 месяца; количество внесённой информации в мире на душу населения удваивается каждые 40 месяцев (то есть каждые три года), а трансляция информации на душу населения имеет тенденцию удвоения примерно каждые 12,3 года .
Использование информационных технологий в бизнесе
Взаимодействие информационных технологий и бизнеса проявляется в следующем: 1) ИТ-технологии повышают эффективность и конкурентоспособность практически любого бизнеса; 2) в настоящее время весь бизнес перемещается в Интернет, поэтому любой компании надо иметь стратегию для новой реальности; 3) если у компании нет подобной стратегии - у неё нет будущего. .
Информационные технологии как инструмент повышения эффективности основного бизнеса необходимо использовать продуманно и взвешенно. Положительный эффект достигается лишь в том случае, если у руководства компании существует ясное представление о целях будущих действий. То есть, если появляется инструмент, способный приносить пользу бизнесу, необходимо предвидеть на несколько шагов вперед, как будет развиваться сам бизнес и как необходимо развивать применение ИТ-технологии для поддержания успешной реализации бизнес-стратегии. Иначе, этот весьма мощный инструмент, к тому же дорогой и сложный в использовании, пользы бизнесу, к сожалению, не принесет, а средства на ИТ будут потрачены зря. .
Статистика по России
Согласно данным, собранным Тимуром Фарукшиным (директором по консалтингу IDC в России и СНГ) за 2010 год , по денежным расходам на ИТ-оборудование, Россия входила в первую десятку ведущих стран мира, уступая развитым странам Западной Европы и США в 3-5 раз по расходам на ИТ-оборудование на душу населения. Значительно меньше тратится в России на покупку программного обеспечения на душу населения, в этом пункте расходов Россия отстаёт от США в 20 раз, от ведущих стран Западной Европы - в 10 раз, а от среднемирового показателя - на 55 %. По оказанию ИТ-услуг за 2010 год Россия заняла лишь 22 место и уступила среднемировому показателю на 66 % .
По оценкам ИТ-специалистов, основной проблемой развития ИТ-технологий в России является цифровой разрыв между различными российскими регионами. По статистике 2010 года отставание в этой области таких регионов как Дагестан и Ингушетия , по сравнению с Москвой , Санкт-Петербургом , Томской областью , Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами по отдельным показателям даже имеет тенденцию к увеличению. Поскольку недостаток ИТ-специалистов и общий образовательный уровень населения в отстающих регионах по сравнению с передовыми, в 2010 году уже достигал соотношения 1/11,2; несмотря на то, что доступ школ к интернету отстающих и передовых регионов имел меньшее соотношение - 1/2,2 .
Расходы на информационные и коммуникационные технологии в 2005 году в процентах к основному потребителю - США (1.096.112.600.000 $)
См. также
Примечания
Ссылки
Портал «Компьютерные технологии» | |
Информационные технологии в Викиучебнике | |
Информационные технологии в Викиверситете | |
Информационные технологии в Викиновостях |
- Информационная технология по ГОСТ 34 .003-90
- Сайт ООН Информационно-коммуникационные технологии
правила и методы использования вычислительной техники в разных областях человеческой деятельности
4) социальная информатика:
влияние новых информационных технологий и развития вычислительной техники на жизнь общества
Более подробно структура предметной области информатики представлена в таблице на следующей странице.
Информатика изучает процессы создания и обработки информации, решает проблемы, которые сопряжены с применением компьютеров и оргтехники, благодаря развитию которых она и появилась.
Цель информатики – приобретение знаний об информационных системах (то есть таких системах, в которых происходят процессы сбора, обработки, накопления, хранения и передачи информации), а также определение общих принципов построения и работы этих систем.
Основная функция информатики – нахождение и использование средств и методов обработки информации.
Задачи информатики:
создание техники и технологий преобразования информации;
решение проблем, возникающих при разработке и использовании информационных технологий и компьютерной техники;
исследование информационных процессов
Роль информатики в современном мире вырастает, поскольку происходит переход к информационному обществу
Информационное общество характеризуется следующими чертами:
большая часть работающих занимается не производством материальных благ, а производством и обработкой информации
вся большая часть потребностей населения связана с получение информации
уровень жизни во многом определяется доступом к информационным ресурсам
резко увеличивается объем обрабатываемой информации
увеличивается информационная емкость выпускаемой продукции, т.е. для производства продукции требуется все больше информации
Процесс перехода от индустриального общества к информационному называется информатизацией
Информатика – это одна из самых молодых наук. Она изучает свойства и закономерности информации, методы ее использования в жизнедеятельности человека.
Начинается история развития информатики с момента появления первых электронно-вычислительных машин в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Это были первые ЭВМ, работающие на электронных лампах. Ближе к 60-м годам были изобретены дискретные полупроводниковые ЭВМ. А в середине 60-х годов появились машины, оборудованные интегральными микросхемами.
История развития информационных систем теснейшим образом связана с тем, что человеку было всегда трудно производить сложные математические вычисления в уме или на бумаге. Пытливый ум людей стремился к автоматизации вычислительных процессов путем использования простейших счетов, логарифмической линейки. И, наконец, в 1642 году Паскалем был создан восьмиразрядный суммирующий механизм. Через 2 столетия Шарль де Кольмар усовершенствовал его до арифмометра, который производил более сложные математические действия в виде умножения и деления. Бухгалтера были в восторге от этого изобретения.
Но собственно история развития информационных технологий начинается с изложения идей, положенных в основу современных компьютеров в 1833 году англичанином Чарльзом Бэббиджем. Он впервые использовал перфокарты, отверстия которых служили для передачи информации. Это были первые шаги программирования.
История развития информационных систем была продолжена в 1888 году инженером из Америки Германом Холлеритом, которому принадлежит авторство первой счетной машины электромеханического типа. Она прошла проверку во время переписи населения в 1890 году и поразила своими результатами и скоростью вычисления. Если ранее для выполнения этого количества работы требовалось 500 сотрудников, которые корпели над цифрами семь лет подряд, то Холлерит, который раздал каждому из 43 помощников по счетной машине, справился с этим объемом работы в течение одного месяца.
История развития информационных технологий благодарна Холлериту и в том, что он основал компанию, которая в дальнейшем стала именоваться IBM и на сегодняшний день является гигантом мировой компьютеризации. Ее сотрудники вместе с учеными Гарвардского университета в 1940 году построили первую электронно-вычислительную машину, которую назвали «Марк-1». Весила эта громадина 35 тонн, а заказчиком ЭВМ выступило военное ведомство США. Машина вычисляла в двоичной системе. На 300 действий умножения и 5000 операций сложения она тратила всего одну секунду. Но лампы быстро выходили из строя и эта проблема была решена Бардином, Браттейном и Шокли – изобретателями полупроводниковых транзисторов.
Таким образом, история развития информатики подошла к моменту радикального уменьшения размеров компьютеров и следующее их поколение было существенно меньших размеров. А скорость вычислительных способностей увеличилась в 10 раз.
Далее вся история развития информатики в мире будет связана с миниатюризацией компьютеров. И преуспевает в этом отношении сначала американская компания DIGITAL EQUIPMENT, затем фирма INTEL. А середины 70-х годов ХХ века появляются и персональные компьютеры знаменитой ныне компании APPLE.
История развития информатики в нашей стране начинается с малой электронной счетной машины (МСЭМ), выполнявшая 50 операций в секунду. Ее конструктором стал Сергей Александрович Лебедев. Путь ее был в нашем отечестве довольно тернист. А сегодня мы уже не представляем себе полноценной жизни без использования компьютеров. И если оглянуться назад, то времени-то прошло совсем немного. Так техническая мысль опережает даже время. ПК,
ноутбуки и нетбуки - особая примета современной эпохи.
Основными методами исследования в информатике являются:
– системно-информационный анализ как конкретизация системного подхода;
– информационное моделирование как конкретизация общенаучного метода моделирования;
– компьютерный эксперимент как разновидность свойственного всем наукам вычислительного эксперимента.
Быстрое увеличение объема существующей и циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причем, информация все чаще может быть представлена не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео- и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Владение методами, приемами и средствами ра- боты с информацией становится одним из основных профессионально важных
Понятие информации, виды информации. Ее свойства
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».
Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».
Информационные революции. Информатизация общества. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы. Основные этапы истории развития вычислительной техники. Поколения развития ЭВМ. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ). Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Устройства ввода и вывода информации.
ТЕМА 3. Программные средства реализации
Информационных процессов
Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов. Операции с файлами и папками в среде операционной системы. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности. Графический редактор. Назначения и основные возможности. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.
Используемая литература: .
Этапы решения задач на компьютере. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов и формы их представления. Циклические алгоритмы. Команда повторения. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм. Основные принципы структурного программирования. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
Используемая литература: .
ТЕМА 5. Локальные и глобальные компьютерные сети
Сетевые технологии передачи и обработки информации. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики. Типы каналов связи ТКС. Типы сигналов в ТКС. Режимы передачи в ТКС. Направление передачи. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение. Локальные вычислительные сети (ЛВС). Топология ЛВС. Особенности построения и управления. Сетевое программное обеспечение. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР». Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности. Протоколы передачи информации в Internet. Адреса компьютеров в Internet. Система доменных имен. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet. Ведомственная сеть ФСИН России.
ТЕМА 6. Антивирусная защита
Компьютерные вирусы. Основные понятия и определения. Классификация вирусов. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.
Используемая литература: .
Учебно-методическое обеспечение
для самостоятельной работы обучающихся
№ п/п | Виды выполняемой самостоятельной работы | Время на выполнение, час |
1. | ||
Проработать конспект лекций по теме 1 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 1в соответствии с предложенным содержанием | ||
2. | Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 2 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 2 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
3. | ||
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 3 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по темам 3 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
4. | Тема 4. Алгоритмизация и программирование | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 4 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 4 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
5. | Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети | |
Самостоятельная работа - 16 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 5 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 5 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля | ||
6. | ТЕМА 6. Антивирусная защита | |
Самостоятельная работа - 18 часов | ||
Проработать конспект лекций по теме 6 | ||
Используя конспект лекций, рекомендованную литературу, изучить материалы по теме 6 в соответствии с предложенным содержанием | ||
Ответить на вопросы для самоконтроля |
6. Методические указания для обучающихся
по освоению дисциплины
Изучение дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» предусмотрено на лекциях, практических занятиях и в ходе самостоятельной работы курсантов.
При подготовке по темам модуля обучающимся следует начинать с тщательного ознакомления с рабочей программой учебной дисциплины, где четко обозначено необходимое содержание для успешного освоения материала. Знакомство с содержанием тем позволяет обучающимся определить объем подготовки и тщательно его спланировать.
Исходным пунктом изучения учебного материала является первичное получение информации в виде лекционных конспектов. При этом лекционный материал не должен рассматриваться как исчерпывающая информация по той или иной теме. Информация конспекта призвана лишь сориентировать обучающихся в определенной теме и стимулирует их активную познавательную деятельность, способствует формированию у них твердых знаний по дисциплине. Целесообразно на основе изученного материала проработать конспект с учетом использования рекомендованной литературы, научных статей, монографий и т.д. во время самостоятельной работы.
Самостоятельная работа обучающихся является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
При реализации программы учебной дисциплины «Математика» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций, практические занятия организуются с выполнением практических заданий, обсуждением проблемных вопросов и конкретных ситуаций, решением задач. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данной специальности используются интерактивные формы работы.
7. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств – это совокупность учебно-методических материалов (контрольных заданий, описаний форм и процедур), предназначенных для оценки качества освоения обучающимися данной дисциплины как части основной образовательной программы.
Цель –оценить соответствие знаний, умений и уровня приобретенных компетенций обучающихся целям и требованиям основной образовательной программы в ходе проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
Основная задача – обеспечить оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых обучающимся в соответствии с этими требованиями.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и промежуточной аттестации.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
на занятиях;
по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий во время самостоятельной работы;
по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
по результатам выполнения тестовых заданий.
В качестве оценочных средств на протяжении семестра могут использоваться: тестирование, проверка конспектов лекций, проверка выполнения контрольных работ. Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Обязательными видами текущего контроля успеваемости являются тестирование остаточных знаний, промежуточный контроль текущей успеваемости, тестирование перед зачетом.
Тестирование остаточных знаний проводится в течение первых двух недель учебного семестра во время самостоятельной работы.
Промежуточный контроль текущей успеваемости проводится, как правило, в середине периода времени, запланированного календарным учебным графиком для теоретического обучения, во время учебных занятий или самостоятельной работы.
Тестирование перед зачетом проводится перед началом промежуточной аттестации во время самостоятельной работы.
Форма проведения промежуточной аттестации – устный ответ по вопросам, сформулированным с учетом содержания учебной дисциплины и практическое задание. Оценка по результатам экзамена: отлично, хорошо удовлетворительно и неудовлетворительно.
Примерный перечень вопросов к зачету
(1 курс)
1. Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС.
2. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи.
3. Формы представления и свойства информации. Количество информации.
4. Меры и единицы измерения количества и объема информации.
5. Системы счисления. Позиционная система счисления.
6. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной.
7. Арифметические операции в двойной системе счисления.
8. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики.
9. Логические функции. Базовые логические операции.
10. Информационные революции. Информатизация общества.
11. Информатизация УИС согласно концепции развития уголовно-исполнительной системы.
12. Основные этапы истории развития вычислительной техники.
13. Поколения развития ЭВМ.
14. Понятие и обобщенная структура архитектуры вычислительной техники.
15. Принципы работы вычислительной техники как формального исполнителя алгоритмов (программ).
16. Понятие компьютерной системы обработки информации в УИС и её составляющие.
17. Состав и назначение основных элементов компьютера, их функции и характеристики.
18. Магистрально-модульный принцип построения компьютера.
19. Устройства ввода и вывода информации.
20. Структура программного обеспечения компьютера, назначение его составных компонентов.
21. Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем). Загрузка компьютера.
22. Файловая система компьютера. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Типы файлов.
23. Операции с файлами и папками в среде операционной системы.
24. Текстовый редактор. Назначение, основные возможности.
25. Электронные таблицы. Назначение и основные возможности.
26. Графический редактор. Назначения и основные возможности.
27. Система управления базами данных (СУБД). Назначение и основные возможности.
28. Этапы решения задач на компьютере.
29. Понятие алгоритма.
30. Исполнители алгоритмов.
31. Свойства алгоритмов.
32. Типы алгоритмов и формы их представления.
33. Циклические алгоритмы. Команда повторения.
34. Разработка алгоритмов методом пошаговой детализации. Вспомогательный алгоритм.
35. Основные принципы структурного программирования.
36. Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях.
37. Сетевые технологии передачи и обработки информации.
38. Теория компьютерных сетей: определения, классификации и основные понятия.
39. Телекоммуникационные компьютерные системы: их основные компоненты, функции и характеристики.
40. Типы каналов связи ТКС.
41. Типы сигналов в ТКС.
42. Режимы передачи в ТКС.
44. Протоколы телекоммуникационных компьютерных систем и их основные функции.
45. Сетевое телекоммуникационное аппаратное обеспечение.
46. Сетевое телекоммуникационное программное обеспечение.
47. Локальные вычислительные сети (ЛВС).
48. Топология ЛВС. Особенности построения и управления.
49. Сетевое программное обеспечение.
50. Технология «КЛИЕНТ-СЕРВЕР».
51. Понятие глобальной сети Internet и предоставляемые ею возможности.
52. Протоколы передачи информации в Internet.
53. Адреса компьютеров в Internet.
54. Система доменных имен.
55. Универсальный указатель ресурса (адрес) URL.
56. Услуги телекоммуникационных компьютерных сетей. Поисковые системы сети Internet.
57. Ведомственная сеть ФСИН России.
58. Компьютерные вирусы.
59. Основные понятия и определения.
60. Классификация вирусов.
61. Методы обнаружения и удаления компьютерных вирусов.
Литература
Основная
1. Коноплева, И. А. Информационные технологии: учеб. пособие / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2011. – 328 с.
2. Артюшков, И. В. Информатика: учеб. пособие / И. В. Артюшков [и др.] ; под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2012. – 409 с.
3. Голицына, О. Л. Информационные технологии: учеб. для студентов / О. Л. Голицына [и др.]. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Форум; Инфра-М, 2013. – 607 с.
Дополнительная
4. Абдикеев, Н. М. Корпоративные информационные системы управления: учебник / Н. М. Абдикеев [и др.] ; под ред. Н. М. Абдикеева, О. В. Китовой. – М. : Инфра-М, 2014. – 464 с.
5. Черников Б. В. Информационные технологии управления: учеб. для студентов вузов / Б. В. Черников. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Форум: Инфра-М, 2013. – 367 с.
Нормативно-правовые акты
Не предусмотрено.
Программное обеспечение
Операционная среда MS Windows, пакет прикладных программ MS Office, язык программирования Pascal.
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лекционных занятий используются проектор, ноутбук.
1. Цели и задачи освоения дисциплины.............................................................. | |
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.............................................................................................................. | |
3. Требования к результатам освоения дисциплины......................................... | |
4. Содержание структура дисциплины............................................................... | |
5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины........................... | |
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины....... | |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации...... | |
8. Литература......................................................................................................... | |
9. Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы........................... | |
10. Программное обеспечение............................................................................. | |
11. Материально-техническое обеспечение дисциплины................................. |
ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рабочая программа дисциплины
по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
Специализация – Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц девиантного поведения
Узкая специализация – Организация психолого-педагогической работы в УИС
Квалификация (степень) выпускника «социальный педагог»
Рязань 2016
ББК 32.81р30
Рецензенты:
М. Б. Каплан , кандидат технических наук, доцент (Рязанский государственный радиотехнический университет);
В. В. Теняев , кандидат физико-математических наук, доцент (Академия ФСИН России)
И74 | Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности: рабочая программа дисциплины / авт.-сост. Т. А. Жильников. – Рязань: Академия ФСИН России, 2016. – 17 с. Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050407 Педагогика и психология девиантного поведения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2012 г. № 2062. Типовая (примерная) программа по дисциплине отсутствует. Обсуждена и одобрена на заседаниях кафедры математики и информационных технологий управления 25 сентября 2015 г., протокол № 12; методического совета академии 6 ноября 2015 г., протокол № 3. |
Начальник обеспечивающей кафедры
кандидат физико-математических наук, доцент М. И. Купцов
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целью освоения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих способность специалиста работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, применять в профессиональной деятельности автоматизированные информационные системы, используемые в психологии, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач, соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности.
Основными задачами являются:
– изучение основных методов, способов и средств получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации;
– получение навыков компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;
– изучение методов и средств обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты служебной информации.
2. Место учебной дисциплины в структуре
основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» относится к базовой (обязательной части) естественнонаучного цикла (С.2) и базируется на общеобразовательном предмете «Информатика».
До начала изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
знать:
основные понятия и определения информатики; базовые логические принципы построения вычислительной техники; общее устройство персонального компьютера; основные виды информационных технологий;
уметь:
обрабатывать на персональном компьютере текстовые, табличные и графические документы;
владеть:
навыками работы на персональном компьютере.
Учебная дисциплина формирует общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые для прохождения учебных и производственных практик, выполнения научно-исследовательской работы, освоения модулей математического и естественнонаучного, а также профессионального цикла.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данной специальности:
– способности работать с различными источника информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-14);
– способности соблюдать в профессиональной деятельности требований правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-28).
В результате изучения учебной дисциплины будущий специалист должен:
знать:
основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач;
уметь:
получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;
владеть:
навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области информатики и современных информационных технологий, использования ресурсов Интернет.
Общая трудоемкость учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» составляет 3 зачетных единицы (108 часа).
Форма контроля для заочной формы обучения 1 курс – контрольная работа, зачет.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего | Контактная работа с преподавателем | Самостоятельная работа | ||||
Всего часов | Лекции | Семинарские занятия | Практические занятия | Др. виды занятий | ||||
1 курс | ||||||||
1. | Тема 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации | - | - | |||||
2. | Тема 2. Технические средства реализации информационных процессов | |||||||
3. | Тема 3. Программные средства реализации информационных процессов | |||||||
4. | Тема 4. Алгоритмизация и программирование | - | - | |||||
5. | Тема 5. Локальные и глобальные компьютерные сети. | |||||||
Тема 6. Антивирусная защита | ||||||||
Всего | - | - |
ТЕМА 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
Понятие информации, информационных процессов, информационной системы в УИС. Информационная деятельность сотрудника УИС в процессе выработки управленческих решений. Замкнутые и разомкнутые информационные системы управления, назначения обратной связи. Формы представления и свойства информации. Количество информации. Меры и единицы измерения количества и объема информации. Системы счисления. Позиционная система счисления. Связь чисел двоичной системы счисления, десятичной и шестнадцатеричной. Арифметические операции в двойной системе счисления. Логические основы вычислительной техники. Алгебра логики. Логические функции. Базовые логические операции.
Используемая литература: .
В учебнике приводятся основные понятия по информатике и информационным технологиям, описаны принципы работы с современными прикладными программными средствами в Интернете. Особое внимание уделено законодательной и технической защите от несанкционированного доступа, средствам антивирусной защиты. Приводятся подробные пояснения, советы и рекомендации по практической работе с описываемыми средствами и технологиями. В конце каждой главы содержится перечень контрольных вопросов и заданий, позволяющих самостоятельно проверить качество усвоения изложенного материала.
Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;
Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;
Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;
Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».
На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.
Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.
Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:
- Безналичный способ:
- Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
- Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения.
Просим корректно ввести данные во все поля.
Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта. - Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.