Исследовательская работа на тему "алгоритмы в нашей жизни". Исследовательская работа по информатике "алгоритмы в нашей жизни" Способы описания алгоритмов
система правил, определяющая содержание и порядок
действий над некоторыми объектами, строгое выполнение
которых дает решение поставленной задачи.
Слово «алгоритм» произошло от имени
узбекского математика Мухаммеда
Аль-Хорезми
Понятие алгоритма (продолжение)
Любой алгоритм предназначен для определенного исполнителя(человека, робота, компьютера, языка программирования и т.д.).
Исполнитель алгоритма – человек или устройство (в частности,
процессор компьютера), умеющий выполнять определённый набор действий.
Исполнитель является средством реализации алгоритма.
Объекты, над которыми исполнитель может совершать действия, образуют
среду исполнителя.
Алгоритмы в жизни человека
Распорядок дняРецепты
План работы
Инструкции по использованию
…
Любую деятельность человека
можно описать с помощью
алгоритмов
Алгоритмы в жизни человека
Вопрос: Как заставить человека решать иливыполнять какую либо задачу какую-либо
задачу, если человек не знает как?
Ответ: Научить!
1.Выбрать способ решения задачи
2. Рассказать как реализовать способ.
Понятно и доступно!
3.Человек (исполнитель) решает задачу
строго в соответствии с выбранным методом.Алгоритм и компьютер
Вопрос: Как заставить компьютер решать или
выполнять какую либо задачу какую-либо задачу?
Ответ: Научить!
1.
выбирают способ (метод, порядок) решения задачи
и изучают его во всех подробностях;
2.
описывают исполнителю (компьютеру) выбранный
метод в абсолютно понятном для него виде;
3.
исполнитель решает задачу строго в соответствии
с выбранным методом.
Выбор способа решения задачи
Способ решения задачи должен бытьизвестен (из практики, здравого смысла, из
литературы)
Главная трудность: из нескольких методов
выбрать такой, который в наибольшей
степени отвечал бы некоторым
требованиям, например, минимальная
трудоемкость, максимальная
эффективность и т.д
Описание выбранного метода
выделить величины, являющиеся исходнымидля задачи;
разбить процесс решения задачи на такие
этапы, которые известны исполнителю и
которые он может выполнить однозначно без
всяких пояснений;
указать порядок выполнения этапов;
указать признак окончания процесса решения
задачи;
указать во всех случаях, что является
результатом решения задачи.Алгоритм должен удовлетворять определенным
требованиям. Принято выделять следующие
семь:
1. Наличие ввода исходных данных.
2. Наличие вывода результата выполнения.
3. Однозначность (компьютер «понимает» только
однозначные инструкции).
4. Общность – алгоритм предназначен для решения
некоторого класса задач.
5. Корректность – алгоритм должен давать
правильное решение задачи.
6. Конечность – решение задачи должно быть
получено за конечное число шагов.
7. Эффективность – для решения задачи должны
использоваться ограниченные ресурсы компьютера
(процессорное время, объем оперативной памяти и
т.д.).При разработке алгоритма используют следующие основные
принципы.
Принцип поэтапной детализации алгоритма (другое название
- "проектирование сверху-вниз"). Этот принцип предполагает
первоначальную разработку алгоритма в виде укрупненных
блоков (разбиение задачи на подзадачи) и их постепенную
детализацию.
Принцип "от главного к второстепенному", предполагающий
составление алгоритма, начиная с главной конструкции. При
этом, часто, приходится "достраивать" алгоритм в обратную
сторону, например, от середины к началу.
Принцип структурирования, т.е. использования только
типовых алгоритмических структур при построении алгоритма.
Нетиповой структурой считается, например, циклическая
конструкция, содержащая в теле цикла дополнительные выходы
из цикла. В программировании нетиповые структуры
появляются в результате злоупотребления командой
безусловного перехода (GoTo). При этом программа хуже
читается и труднее отлаживается.
10. Свойства алгоритма
Дискретность (разрывность) - каждый алгоритмсостоит из отдельных законченных действий и
соответственно алгоритм представляет
последовательность указаний, команд, определяющих
порядок выполнения шагов процесса.
Массовость - применимость алгоритма ко всем задачам
рассматриваемого типа, при любых исходных данных.
Определенность (детерминированность, точность)- каждый
шаг алгоритма должен быть строго определен и не
допускать различных толкований. Описание алгоритма
должно быть таким, чтобы его мог выполнить любой
грамотный пользователь.
11. Свойства алгоритма (продолжение)
Результативность – любой алгоритм должензавершаться за конечное (может быть очень большое)
число шагов.
Формальность – любой исполнитель, способный
воспринимать и выполнять инструкции алгоритма,
действует формально, т.е. отвлекается от содержания
поставленной задачи и лишь строго выполняет
инструкции.
12. Способы описания алгоритмов
Словесное описание представляет структуруалгоритма на естественном языке. Никаких правил
составления словесного описания не существует.
Псевдокод - описание структуры алгоритма на
естественном, частично формализованном языке,
позволяющее выявить основные этапы решения
задачи, перед точной его записью на языке
программирования.
13.
Пример. Найти корни уравнения Ax2 + Bx + C = 01. Ввести величины A, B, C.
2. Вычислить дискриминант по формуле D = B2 - 4 A C.
3. Если D < 0, то действительных корней нет.
4. Если D > 0, то идти к п. 5.
5.
6. Вывести значения X1 и X2.
7. Закончить.
14.
Способы описания алгоритмов(продолжение)
Блок-схема - описание структуры алгоритма
с помощью геометрических фигур с линиямисвязями, показывающими порядок выполнения
отдельных инструкций.
Программа - описание структуры алгоритма на
алгоритмическом языке программирования.
15. Способы описания алгоритмов (продолжение)
Алгоритм, предназначенный для исполненияна компьютере, должен быть записан на
«понятном» ему языке.
Такой формализованный язык называют
языком программирования.
16. Основные конструкции блок-схем
Начало/конецалгоритма
(для
подпрограмм – вызов/возврат)
Процесс, предназначенный
описания отдельных действий
для
Предопределенный
процесс,
предназначенный для обращения к
вспомогательным
алгоритмам
(подпрограммам)
Ввод/вывод
носителя
с
Ввод с клавиатуры
Вывод на монитор
неопределенного
Начало
Конец
Действие
17. Основные конструкции блок-схем (продолжение)
Выводна
устройство
печатающее
Решение (проверка условия или
условный блок)
Блок, описывающий цикл с
параметром
Границы цикла, описывает
циклические
процессы
типа:
«цикл с
предусловием»,
«цикл
с постусловием»
Соединительные блоки
Нет
Да
<Тело цикла>
<Тело цикла>
А
А
18.
Правила выполнения схем алгоритмов и программустанавливает ГОСТ 19.701-90 ЕСПД.
Единая система программной документации
(ЕСПД) - комплекс государственных стандартов,
устанавливающих взаимосвязанные правила
разработки, оформления и обращения программы и
программной документации.
Схема алгоритма - графическое представление
определения, анализа или метода решения задач, в
котором используются символы для отображения
данных и операций.
Схемы алгоритмов и программ состоят из имеющих
заданное значение символов, краткого
пояснительного текста и соединяющих линий.
19.
Правила выполнения символовКонтуры символов и их размеры должны
соответствовать ГОСТ 19.701-90.
Символы должны быть одного размера.
Символы в схеме должны быть расположены
равномерно. Следует придерживаться разумной
длины соединений и минимального числа длинных
линий.
Минимальное количество текста, необходимого для
понимания функции данного символа, следует
помещать внутри символа. Текст должен быть
записан слева направо и сверху вниз.
Для текста следует использовать чертежный шрифт
по ГОСТ 2.304-81 с высотой букв не менее 2,5 мм.
Сокращение слов в записях не допускается, за
исключением установленных государственными
стандартами.
20.
Если объем текста, помещенного внутри символа, превышаетего размеры, следует использовать символ «комментарий».
Комментарий помещается на свободном поле схемы алгоритма,
по возможности вблизи поясняемого символа, и соединяется с
ним штриховой линией.
21.
Правила выполнения линийЛинии показывают потоки данных или управление.
Направление потока слева направо и сверху вниз считается
стандартным. Если поток имеет направление, отличное от
стандартного, то применяется указатель направления потокастрелка по ГОСТ 2.307-68.
Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо
сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть
направлены к центру символа.
Толщина линий для вычерчивания символов и связей между
ними должна быть одинаковой. Рекомендуется использовать
толщину от 0,6 до 0,8 мм.
В схемах предусмотрено использование двух типов линий -
сплошной тонкой для вычерчивания символов и потоков, и
штриховой - для изображения связей символа с комментарием
или выделения группы символов.
В схемах следует избегать пересечений линий. В
исключительных случаях допускается изображение
пересекающихся линий.
Если две и более линий объединяются в одну, то место их
объединения должно быть смещено.
22.
Правила выполнения соединенийРазрывы линий в схемах возникают при
большой насыщенности символами, при
длинных линиях потоков или
размещении схемы на нескольких
страницах. В этих случаях следует
применить специальный символ
«соединитель» .
Если схема размещается на нескольких
страницах, то следует применять
соединитель с комментарием или
«межстраничный соединитель».
23.
Пример выполнения схемы алгоритма на нескольких страницах (страница 1)24.
Пример выполнения схемы алгоритма на нескольких страницах (страница 2)25. Основные алгоритмические конструкции. Линейная алгоритмическая конструкция
Линейной называют алгоритмическую конструкцию,реализованную в виде последовательности действий (шагов), в
которой каждое действие (шаг) алгоритма выполняется ровно
один раз, причем после каждого i- го действия (шага)
выполняется (i+1)-e действие (шаг), если i-е действие - не конец
алгоритма.
Пример.
Опишем алгоритм сложения двух чисел на псевдокоде и в виде блоксхемы.
Псевдокод:
1. Ввод двух чисел A, B.
2. Вычисляем сумму S = A + B.
3.Вывод S.
4.Конец.
Начало
Ввод A, B
S=A+B
S
Конец
26. Разветвляющаяся алгоритмическая конструкция
Разветвляющейся (или ветвящейся) называется алгоритмическая конструкция,обеспечивающая выбор между двумя альтернативами в зависимости от значения
входных данных.
Неполное ветвление
Полное ветвление
Нет
Действие 2
Условие
Да
Действия 1
Истина (Да)
Условие
Ложь (Нет)
Действия
27. Команда «Выбор»
ДаДействие 1
Нет
V1 (Z)
Да
Действие 2
Нет
V2 (Z)
Да
Действие 3
V3 (Z)
Нет
Действие 4
28. Алгоритмическая конструкция «Цикл»
Циклической (или циклом) называют алгоритмическуюконструкцию, в которой некая, идущая подряд группа
действий (шагов) алгоритма может выполняться
несколько раз, в зависимости от входных данных или
условия задачи.
Группа повторяющихся действий на каждом шагу цикла
называется телом цикла.
29. Алгоритмическая конструкция «Цикл»
Арифметический цикл(цикл с параметром, цикл с известным числомповторений)
В арифметическом цикле число его шагов (повторений) однозначно
определяется правилом изменения параметра.
Оно задается с помощью начального (N) и конечного (К) значений
параметра и шагом (h) его изменения.
Правило изменения параметра i: i = N, К, h
означает
1-й шаг цикла
i=N
2-й шаг цикла
i=N+h
3-й шаг цикла и т.д.
i = N + 2h
последний шаг
i=K
30. Алгоритмическая конструкция «Цикл»
Цикл с предусловием.◦ Сначала проверяется значение условного выражения (условие) перед
выполнением очередного шага цикла.
◦ Если значение условного выражения истинно, исполняется тело цикла.
После чего управление вновь передается проверке условия и т.д.
◦ Эти действия повторяются до тех пор, пока условное выражение не примет значение
ЛОЖЬ.
◦ При первом же несоблюдении условия цикл завершается.
Схема алгоритма, соответствующая инструкции while
Логика алгоритма, соответствующая инструкции while
31.
Алгоритмическая конструкция «Цикл»Цикл с постусловием.
◦ Заранее не определено число повторений тела цикла, оно зависит
от входных данных задачи.
◦ Тело цикла всегда будет выполнено хотя бы один раз,
после чего проверяется условие.
◦ Тело цикла будет выполняться до тех пор, пока значение условного
выражения ложно. Как только оно становится истинным,
выполнение команды прекращается.
Логика алгоритма, соответствующая инструкции repeat
Схема алгоритма, соответствующая инструкции repeat
32.
Стандартные циклические алгоритмыПравило суммирования
Начальное значение суммы S=0
В теле некоторой циклической
конструкции выполнить
команду: S = S + <слагаемое>
33. Правило умножения
Начальное значение произведенияP=1
В теле некоторой циклической
P = P * <множитель>
34. Правило счетчика
Начальное значение счетчика K=0В теле некоторой циклической
конструкции выполнить команду:
K=K+1
35. Расположение циклов
последовательныевложенные
запрещенные
36. Рекурсивный алгоритм
Рекурсивным называется алгоритм,организованный таким образом, что в
процессе выполнения команд на какомлибо шаге он прямо или косвенно
обращается сам к себе.
Введение
В повседневной жизни мы не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Приготовить еду, собраться на работу, перейти дорогу - все эти действия выполняются в определенной последовательности. Человек ежедневно пользуется различными алгоритмами. Например, правила умножения, деления, сложения, вычитания чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, а также разнообразные инструкции, рецепты и указания - всё это алгоритмы. Мы все живем в огромном потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Всегда люди стремились к тому, чтоб облегчить свой труд с помощью каких-нибудь машин и механизмов. И таким механизмом для работы с информацией стал компьютер.
Я изучаю информатику ещё со школы. На уроках этого предмета я многое узнал об устройствах компьютера, информации, алгоритмах. Меня заинтересовало то, что нас в нашей жизни почти везде окружают алгоритмы, любой человек выполняет какие-то действия по порядку, раздумывая, поступает ли он правильно.
Актуальность: проникновение понятия «алгоритм» в различные сферы жизни человека.
Исходя из актуальности, я выбрал для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни» и определил цель и задачи работы.
Цель работы: узнать, что такое алгоритмы и какова их роль в жизни людей.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач :
1. Изучить историю возникновения понятия «алгоритм».
2. Узнать какие существуют алгоритмы.
3. Узнать, где встречаются алгоритмы в повседневной жизни.
Объект исследования – алгоритмы.
1. История возникновения понятия «алгоритм». Понятие алгоритма.
Слово «алгоритм» произошло от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль - Хорезми. Он жил и творил в IX веке. Арабский оригинал его арифметических трудов потерян, но существует перевод XII века на латинском языке, по нему западная Европа ознакомилась с десятичной системой счисления и правилами выполнения в ней арифметических действий.
Аль – Хорезми стремился к тому, чтоб правила, сформулированные им, были понятны для всех грамотных людей. Достичь такого в веке, когда только была разработана математическая символика (знаки операций, скобки, буквенные обозначения и т. п.) было очень трудно. Но ему удалось выстроить в своих трудах чёткий и строгий стиль словесного предписания, который не позволял читателю отклониться от предписанного или пропустить некоторые действия.
В латинском переводе книги Мухаммеда аль - Хорезми правила начинались со слов «Алгоризми сказал». Со временем люди позабыли, что «Алгоризми» - это автор правил, и стали правила называть алгоритмами. Постепенно «Алгоризми сказал» преобразовалось в «алгоритм гласит».
На протяжении нескольких веков понятие «алгоритм» было связано с числами и простыми действиями над ними. В основном алгоритмы составлялись в виде математических формул. Порядок шагов такого алгоритма задавался расстановкой скобок, а сами шаги заключались в выполнении арифметических операций и операций отношений. Часто эти вычисления были объёмными, а вычисления вручную – трудоемкими, но суть такого вычислительного процесса оставалась очевидной.
Существуют проблемы, алгоритм для которых вообще не может существовать. Мысль о существовании алгоритмически неразрешимых задач оказалась верной, но для того, чтоб обосновать её, было необходимо дать точное определение алгоритма. Попытки получить такое определение привели к возникновению теории алгоритмов, в которую вошли труды некоторых известных математиков таких как К.Гедель, К.Черч, С.Клини, А.Тьюринг, Э.Пост, А.Марков, А.Колмогоров.
Слово «алгоритм» стало вновь употребляться, когда появились электронные вычислительные машины для обозначения группы действий, составляющих определённый процесс. Здесь имеется в виду не только процесс решения какой-нибудь математической задачи, но также инструкции по использованию утюга или стиральной машины, и технология приготовления какого-нибудь блюда, и многие правила, которые не имеют отношения к математике, – все эти правила тоже являются алгоритмами. Понятие «алгоритм» в наши дни хорошо известно каждому, это слово настолько уверенно шагнуло в разговорную речь, что сейчас нередко в выступлениях политиков, на страницах газет можно встретить выражения «алгоритм поведения», «алгоритм успеха» и т.д.
Каждый человек сталкивается в своей жизни с необходимостью решения задач разнообразной сложности. Некоторые из этих задач требуют долгих размышлений для поиска решений (но иногда его найти не удается), другие же, столь просты и привычны, что решаются автоматически. При этом выполнение даже очень простой задачи происходит в несколько последовательных этапов (шагов).
Таким образом, как научный термин «алгоритм» первоначально обозначал только правила выполнения действий в десятичной системе счисления. Со временем этот термин приобрел более широкий смысл и стал обозначать любые точные правила действий.
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, направленных на достижение поставленной цели.
2. Свойства и виды алгоритмов.
Исполнитель алгоритма - это объект, который способен выполнить действия, предписываемые алгоритмом.
Характеристика исполнителя:
среда;
элементарные действия;
система команд исполнителя;
отказы.
Среда – это «место обитания» исполнителя.
Каждый исполнитель имеет свой перечень команд, которые он может выполнить. Этот перечень называется системой команд исполнителя .
После каждого вызова команды исполнитель совершает определённое элементарное действие .
Отказы исполнителя возникают, когда команда вызывается при недопустимом для нее состоянии среды.
Любой алгоритм обладает следующими свойствами.
Дискретность . Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельно выполняемых команд, которые следуют в определенном порядке.
Понятность. Каждая определённая команда должна быть понятна тому, кто исполняет алгоритм (исполнителю).
Детерминированность (определенность). Команды, которые образуют алгоритм должны быть очень чёткими и однозначными .
Конечность (результативность). Результат выполнения алгоритма обязательно должен быть получен. Выполнение алгоритма должно завершиться за конечное число команд.
Массовость . Это возможность применения алгоритма для решения целого класса конкретных задач.
Разработать алгоритм – это разбить задачу на последовательно выполняемые шаги.
При всем многообразии алгоритмов в них можно выделить три основных вида:
линейный;
разветвляющийся;
циклический.
Линейным называется такой алгоритм, в котором все действия выполняются однократно в заданном порядке.
Примеры линейного алгоритма.
Соберись в колледж.
Встань с кровати.
Сделай зарядку.
Умойся.
Оденься.
Позавтракай.
Сложи учебные принадлежности в сумку.
Найти периметр прямоугольника.
Начало.
Даны стороны прямоугольника a = 4 см и b = 5 см.
Периметр прямоугольника найти по формуле P = ( a + b ) * 2
P = (4 + 5) * 2 = 18 см
Конец.
Алгоритмы, в которых существует выбор действий в зависимости от некоторого условия, называются разветвляющимися алгоритмами .
Примеры разветвляющегося алгоритма.
Пойти на прогулку.
Начало.
Одеться.
Посмотреть в окошко.
Если на улице хорошая погода,
то пойти гулять,
иначе сидеть дома
Конец.
Циклический алгоритм – описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнится заданное условие. Циклом называется набор действий, которые несколько раз повторяются.
По количеству выполнения циклы делятся на циклы с неопределенным числом повторений и циклы с заранее заданным числом повторений. Количество повторений зависит от соблюдения условия, которое задаёт необходимость выполнения цикла. При этом условие может проверяться в начале цикла - это цикл с предусловием, или в конце - это цикл с постусловием.
Примеры циклического алгоритма.
Приготовить яичницу.
Начало.
Разогреть сковороду.
Положить кусочек масла на сковородку.
Аккуратно разбить яйцо в чашку.
Вылить его на сковородку.
Проверить, есть ли ещё яйцо?
Если есть, то перейти к пункту 4.
Если нет, то перейти к пункту 9.
Посолить.
Немножко подождать.
Яичница готова.
Конец.
3. Способы записи алгоритмов.
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, графический, псевдокоды, программный.
Выбор способов записи алгоритма зависит от назначения самого алгоритма, а также от того, кто или что будет его исполнителем.
Словесное описание представляет структуру алгоритма на естественном языке.
Пример словесного описания линейного алгоритма.
«Даны две стороны прямоугольника a , b . Найти площадь прямоугольника»
Начало.
Ввод a и b.
S = a * b .
Вывести значение S .
Конец.
Пример словесного описания циклического алгоритма.
«Налови рыбы»
Начало.
Насади наживку.
Забрось крючок.
Вытащи рыбу.
Сними рыбу с крючка.
Положи в ведро.
Если надоело ловить рыбу или ведро уже полное, то перейти к пункту 9.
Если не надоело ловить рыбу или ведро неполное, то перейти к пункту 2.
Иди домой.
Конец.
Пример словесного описания разветвляющегося алгоритма.
Алгоритм «Вычисление»
Начало.
Задать число Х
К заданному числу прибавить 2.
Если результат больше 7, то перейти к пункту 5.
Вычесть 3 и перейти к пункту 8.
Если результат меньше 7, то перейти к пункту 7.
Умножить на 2 и перейти к пункту 8.
Записать результат.
Конец.
Псевдокод - описание структуры алгоритма на естественном, частично формализованном языке, которое позволяет выявить главные этапы решения задачи, перед точной его записью на языке программирования. В псевдокоде используется математическая символика и некоторые формальные конструкции. Для записи псевдокода не существует строгих синтаксических правил. Что облегчает запись некоторого алгоритма и позволяет описать его, используя любой набор команд. Но в псевдокоде обычно используются некоторые конструкции, принадлежащие формальным языкам, что облегчает переход от псевдокода к записи алгоритма на языке программирования. Формального или единого определения псевдокода не существует, поэтому возможны разные псевдокоды, которые отличаются набором используемых слов и конструкций.
Примеры записи алгоритма с использованием псевдокода:
Если <условие>
то серия 1
иначе серия 2
Всё
1. Начало.
2. Задать число Х
3. К заданному числу прибавить 5.
4. Если результат больше 20,
то вычесть 10,
иначе умножить на 3.
5. Записать результат.
6. Конец.
Программа - описание структуры алгоритма на языке программирования.
Пример алгоритма на языке Паскаль ABC : «Найдите гипотенузу и периметр»
program primer;
uses crt;
var a,b,c,p:real;
begin
clrscr;
writeln(" Найдите гипотенузу и периметр ");
writeln("Введите два катета");
readln(a,b);
c:=sqrt(a*a+b*b);
writeln(" Гипотенуза =",c);
p:=a+b+c;
writeln(" Периметр =",p);
end.
Благодаря своей наглядности наибольшее распространение получил графический способ записи алгоритмов. Блок-схемой называется графическое изображение логической структуры алгоритма, в котором каждые его действия изображаются в виде геометрических фигур (блоков), а связи между действиями указываются при помощи стрелок, которые соединяют эти фигуры.
Пример описания линейного алгоритма «Купить велосипед»
Пример описания разветвляющегося алгоритма «Собери грибы» (полное ветвление).
Пример описания разветвляющегося алгоритма «Собери грибы» (неполное ветвление).
Пример описания циклического алгоритма «Налови рыбы».
Цикл с постусловием (тело цикла расположено до проверки условия; цикл выполняется хотя бы один раз).
Цикл с предусловием (тело цикла расположено после проверки условия; цикл может ни разу не выполниться).
Пример описания циклического алгоритма «Собери ягоды».
4. Алгоритмы в повседневной жизни.
В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с алгоритмами в различных сферах человеческой деятельности. В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд, всякий прибор снабжается инструкцией по его применению. Алгоритмы есть в пословицах, в песнях, сказках.
Алгоритмы в пословицах.
Пословица «Куй железо, пока горячо»
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Алгоритмы в сказках.
«Репка»
Сказка «Колобок»
Алгоритмы в песнях.
Песня « Кабы не было зимы»
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
Если б не было зимы в городах и сёлах
то никогда б не знали мы этих дней весёлых.
Песня «Если с другом вышел в путь»
Если с другом вышел в путь
то веселей дорога.
Заключение
Выполнив исследовательскую работу, я узнал историю возникновения понятия «алгоритм», что они бывают линейные, разветвляющиеся и циклические.
Так же я узнал, где встречаются алгоритмы в повседневной жизни. В нашей жизни алгоритмы встречаются на каждом шагу, например: их можно увидеть на упаковках чая, в рекламе косметических фирм, или в действиях людей, например: маршрут, по которому дети ходят из дома в школу или в режиме дня – это тоже алгоритм.
Ещё я узнал, что алгоритмы нужны для улучшения а и удобства нашей жизни.
Список литературы
Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. М.: Просвещение, 2000
https://ru.wikibooks.org
Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с.
Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Алгоритм
Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с.
Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с.
http://beautiful-all.narod.ru/
Художественные произведения, пословицы.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Работу выполнили ученики 9 класса Кошкина Анна, Рыжова Алена, Герасимова Анастасия Руководитель проекта: Жеревчук Надежда Алексеевна Учитель 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 42 П.Решетиха 2015 год
2 слайд
Описание слайда:
Введение История возникновения алгоритмов Понятие алгоритма Исполнители алгоритмов Алгоритм и программа Как проявляются алгоритмы и их свойства в различных сферах жизни человека? Исследование «Алгоритмы в нашей жизни» Заключение Литература
3 слайд
Описание слайда:
Крупнейшим достижением науки является теория алгоритмов - новая математическая дисциплина, без которой не могут обойтись теория электронных вычислительных машин, теория и практика программирования. Теория алгоритмов является самостоятельной наукой, которая готова служить всем наукам, и имеет свое лицо, свой предмет. Тему «Алгоритмов» мы начали изучать еще с 6 класса, где мы рассматривали примеры алгоритмов в сказках и пословицах. В этом году мы снова изучаем данную тему, но уже используем алгоритмы для составления программ на языке программирования Паскаль. И мы решили больше узнать об алгоритмах и их роли в жизни людей. Понятие алгоритма является и очень простым и очень сложным. Его простота - в многочисленности алгоритмов, с которыми мы имеем дело, в их обыденности. Но эти же обстоятельства делают его туманным, расплывчатым, трудно поддающимся строгому научному определению. Основополагающий вопрос: Как проявляются алгоритмы и их свойства в различных сферах жизни человека? Проблема Алгоритмы определяют жизнь человека или человек определяет алгоритмы?
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза: предположим, что алгоритмы нужны для удобства и комфортабельности в жизни. Актуальность - проникновение понятия "алгоритм" в различные сферы жизни человека. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает. Цель работы: узнать, что такое алгоритм и их роль в жизни людей. Задачи: Узнать больше об алгоритмах. Какие бывают алгоритмы. Для чего нужны алгоритмы. Где встречаются алгоритмы в реальной жизни? Объект исследования – алгоритмы.
5 слайд
Описание слайда:
Жил когда-то ал-Хорезми, Был арабским мудрецом, Он считал – всего полезней Чисел всяких быть жрецом. Ал-Хорезми сам придумал Правил действий свод простой, Получал он проще сумму И любой ответ другой. Эти правила доселе Люди учат, помнят, чтут, - А науку в самом деле АРИФМЕТИКОЙ зовут. В честь ученого назвали Правил новых стиль и ритм, Вот тогда и записали: Ал-Хорезми – алгоритм. Метод или предписанье, Способ или же рецепт – «Алгоритм» всему названье Уже много-много лет Слово алгоритм происходит от имени великого среднеазиатского ученого VIII–IX вв. Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Мусса аль-Хорезми. Он описал четыре правила арифметических действий, практически те же, что используются и сейчас. В 1684 году Готфрид Лейбниц в сочинении о нахождении максимума и минимума впервые использовал слово «алгоритм» (Algorithmo) в ещё более широком смысле: как систематический способ решения проблем дифференциального исчисления Пользовался словом алгоритм и Леонард Эйлер, одна из работ которого так и называется - «Использование нового алгоритма для решения проблемы Пелля». Понимание Эйлером алгоритма как синонима способа решения задачи уже очень близко к современному.
6 слайд
Описание слайда:
Многие из тех, кто начинает учить информатику, так и тех, кто уже перешел непосредственно к основам программирования, задавались вопросом "что такое алгоритм?". Алгоритм – описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов Алгоритм - это совокупность правил выполнения определенных действий, обеспечивающих решение задачи. Пример
7 слайд
Описание слайда:
Дискретность - алгоритм должен представлять процесс решения задачи как последовательное выполнение некоторых простых шагов. Любая команда выполняется только после выполнения предыдущей команды Детерминированность (определённость). В каждый момент времени, следующий шаг работы однозначно определяется состоянием системы. Таким образом, алгоритм выдаёт один и тот же результат (ответ) для одних и тех же исходных данных. Понятность - алгоритм должен включать только те команды, которые доступны исполнителю и входят в его систему команд. Завершаемость (конечность) - при корректно заданных исходных данных алгоритм должен завершать работу и выдавать результат за конечное число шагов. Массовость (универсальность). Алгоритм должен быть применим к разным наборам исходных данных. Результативность - завершение алгоритма определёнными результатами.
8 слайд
Описание слайда:
Механические алгоритмы Гибкие алгоритмы Линейный алгоритм Разветвляющийся алгоритм Циклический алгоритм Вспомогательный алгоритм Алгоритм составляется с учетом исполнителя. Исполнителем может быть человек, животное, техническое устройство, компьютер. Исполнителя характеризуют: среда; элементарные действия; система команд; отказы.
9 слайд
Описание слайда:
Абсолютно любая наша программа, по сути, это уже и есть алгоритм, т.к. это последовательность определенных и продуманных программистом действий и описанных в виде кода (инструкций компьютеру). Для успешного решения задачи, требующей составления алгоритма и написания программы, мы должны: 1) четко понять задачу, провести ее детализацию и формализацию; 2) проанализировать, к какому классу задач она относится, какими способами (алгоритмами) ее можно решить; 3) составить алгоритм решения задачи; 4) составить программу, реализующую этот алгоритм; 5) проверить, правильно ли программа работает, ту ли задачу она решает; 6) в случае обнаружения ошибки необходимо проделать все (или некоторые) вышеперечисленные действия заново с целью исправления ошибки. Пример
10 слайд
Описание слайда:
В повседневной жизни мы даже не замечаем, как используем те или иные алгоритмы. Алгоритмы в природе Алгоритмы в науке Алгоритмы в быту Алгоритмы в нашей повседневной жизни Алгоритмы в литературе Например: завести машину, приготовить еду, правила сложения, вычитания, деления, умножения чисел; грамматические правила правописания слов и предложений, различные инструкции и правила, рецепты и указания Алгоритмы в пословицах Алгоритмы в песнях Алгоритмы в сказках Алгоритмы вокруг нас
11 слайд
Описание слайда:
день сменяет ночь, после ночи вновь наступает день; из года в год чередуются весна, лето, осень, зима; появляется листва на деревьях; Круговорот воды в природе; прилетают птицы пчелы производят мед В кибернетике, психологии и других науках разработаны эффективные алгоритмы: распознавания ситуаций, сбора и обработки информации, оптимизации, разрешения конфликтов и др. Многие из этих алгоритмов могут быть сформулированы в такой форме, что каждый сможет их понять и непосредственно применять для решения своих житейских проблем. Другие алгоритмы более сложны: экспертные системы, тренажеры, обучающие игры и другие компьютерные программы. Пример
12 слайд
Описание слайда:
приготовление еды, чистка картофеля, мытье тарелок, включение бытовых приборов, подготовка к путешествию, затачивание карандашей, прополка грядки, огорода, посадка растений алгоритм пользования автоматической междугородной телефонной связью: 1.Наберите цифру 8 и дождитесь непрерывного гудка. 2.Наберите код вызываемого города. 3.Наберите номер телефона вызываемого абонента.
13 слайд
Описание слайда:
сборы в школу, чистка зубов, выполнение домашнего задания, пришивание пуговицы, уборка дома правила перехода через улицу. алгоритмы из школьной жизни расписание уроков график подачи звонков расписание кружков Учебные алгоритмы как писать изложение, диктант как выучить стихотворение как решать задачи по математике Примеры
14 слайд
Описание слайда:
Алгоритмы в пословицах: Тише едешь, дольше будешь. Хочешь, есть пироги, не сиди на печи. Болен лечись, а здоров берегись. Готовь сани летом, а телегу зимой. Книги читать скуки не знать Семь раз отмерь, один раз отрешь в песнях повторяются припевы, Песня из фильма «Золотой ключик» «Если с другом вышел в путь» Если с другом вышел в путь То веселей дорога Все Примеры Семь раз отмерь, один раз отрешь Готовь сани летом, а телегу зимой. Алгоритмы в песнях
15 слайд
Описание слайда:
Сказка «Курочка Ряба» Сказка «Золотой петушок» Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Коль кругом всё будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незванной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в то место обернётся. А.С. Пушкин Алгоритмы в сказках
16 слайд
Описание слайда:
Вопросы для анкетирования: Знаете ли вы что такое алгоритм? Замечали ли вы в своей жизни действия по алгоритму? Я могу привести примеры алгоритмов из жизни? Я умею работать по алгоритму? Я умею составлять алгоритм при решении задачи Я знаю, что алгоритмы нам нужны. Для чего нужны алгоритмы? Анкетировались учащиеся 9 классов, в количестве 46 человек. Проанализировали ответы учащихся, мы получили следующие результаты
19 слайд
Описание слайда:
Если работа сложная, то обязательно необходимо составить план ее выполнения, то есть разработать алгоритм. Такой план очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить ее более качественно. Мы также поняли, что алгоритмы полезно составлять, то есть очень важно научиться мыслить алгоритмически. Человек, обладающий алгоритмическим мышлением, составляет алгоритмы легко и быстро. Алгоритмическое мышление помогает отчетливо увидеть шаги, ведущие к цели, заметить все препятствия и умело их обойти. Способность к алгоритмическому мышлению - важная черта умного человека. С помощью алгоритмов решаются не только традиционные для математики вычислительные задачи, но и многие другие, возникающие в быту или на производстве. И было бы ошибкой думать, что алгоритмы могут нам пригодиться только в том случае, если мы станем программистами. Умение конструировать алгоритмы и чётко их формулировать - очень важный навык современного человека. Эффективность использования алгоритмов для решения наших житейских проблем определяется следующими обстоятельствами: 1. Человеческая психика и все взаимодействия людей имеют информационную природу. Поэтому информационно-алгоритмический подход к ним представляется наиболее приемлемым. 2. Само поведение людей в основе своей алгоритмично. Многие из алгоритмов человеческого поведения коренятся глубоко в биологической природе людей, другие сформировались в процессе определенного поведения, взаимного приспособления людей как источников и приемников информации. Цель данного проекта была: узнать, что такое алгоритм и их роль в жизни людей. В своем проекте мы данный вопрос рассмотрели и убедились, как нужны алгоритмы в нашей жизни и окружающем мире.
20 слайд
Описание слайда:
Учебник Информатика. 9 класс. Босова Л.Л. Игошин В. И. Математическая логика и теория алгоритмов. - 2-е изд., стер.. - М.: ИЦ «Академия», 2008 http://letopisi.org http:// wikipedia.ru http://festival.1september.ru
1. Что такое алгоритм?
2. Вспомните план создание компьютерной презентации.
3. Приведите план празднования вашего дня рождения.
АЛГОРИТМЫ В НАШЕЙ ЖИЗНИ
Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни.
Каждое утро, когда нужно идти в школу, вы встаете в определенное время (например, в 7 часов), делаете зарядку, умываетесь, завтракаете, надеваете школьную форму, берете школьную сумку, которую составили вечером, выходите из дома, идете или едете в школу.
То есть вы каждое утро выполняете один и тот же алгоритм (рис. 1.31):
1. Проснуться в 7 часов.
2. Сделать зарядку.
3. Умыться.
4. Позавтракать.
5. Надеть школьную форму.
6. Взять школьную сумку.
7. Выйти из дома.
8. Добраться до школы.
Рис. 1.31. Алгоритм приготовления к школе
И взрослые, и дети - все знают и выполняют алгоритм перехода дороги без светофора (рис. 1.32):
1. Остановиться у края тротуара.
2. Посмотреть налево.
3. Ждать, пока слева есть транспорт,
4. Перейти до середины дороги и остановиться.
5. Посмотреть справа.
6. Ждать, пока справа есть транспорт.
7. Закончить переход дороги.
Рис. 1.32. Алгоритм перехода дороги без светофора
В учебной деятельности человек также выполняет много разнообразных алгоритмов: при решении уравнений и текстовых задач, применение правил украинского и иностранных языков, проведение опытов и тому подобное.
Так, при решении задачи на уроке математики каждый ученик является исполнителем следующего алгоритма:
2. Выяснить, значение каких величин известны и значения каких величин нужно найти.
3. Составить план решения задачи.
4. Записать решение задачи.
5. Записать ответ.
На уроках украинского языка ученики часто выполняют алгоритм определения строения слова:
1. Определить окончание слова и обозначить его.
2. Определить основу слова.
3. Подобрать однокоренные слова.
4. Определить корень слова и обозначить его.
5. Обозначить префикс слова.
6. Обозначить суффикс слова.
Исполняют алгоритмы и на производстве. В проектном бюро завода процесс изготовления нового устройства всегда начинается с проектирования этого изделия. Проектировщики выполняют следующий алгоритм:
1. Определить назначение будущего изделия, основные требования к нему, условия использования.
2. Проанализировать уже существующие аналогичные изделия.
3. Создать эскизный проект.
4. Разработать технический проект.
5. Разработать техническую документацию.
Эскиз (франц. esquisse - предварительный набросок) - рисунок, по которому создают что-либо; технический рисунок, выполненный от руки.
Технический проект - совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. п), необходимых для возведения сооружений, изготовление машин, приборов и другое.
Рис. 1.33. Алгоритм проектирования нового изделия
Вы и сами можете привести много примеров выполнения алгоритмов в повседневной жизни: в учебе, в исследовательской деятельности, во время путешествий и отдыха, на производстве и тому подобное.
ПЛАНИРОВАНИЕ И АЛГОРИТМЫ
Если вы хотите в субботу встретиться с другом, чтобы пойти в кинотеатр и посмотреть новый фильм, поплавать в бассейне и еще и успеть посмотреть интересный футбольный матч по телевизору, нужно еще в пятницу вечером спланировать свою деятельность на субботу. Например, этот план мог бы быть таким:
1. Проснуться в 9 часов.
2. Сделать зарядку.
3. Принять душ.
4. Позавтракать.
5. Узнать в Интернете сеансы показа выбранного фильма.
6. Договориться с другом о встрече у кинотеатра.
7. Пообедать.
8. Встретиться с другом в назначенное время.
9. Просмотреть фильм.
10. Посетить бассейн в 17.00.
11. Быть дома в 19.30.
12. Поужинать.
13. Смотреть футбольный матч по телевизору с 20.00 до 21.45.
14. Принять душ.
15. Пойти спать в 22.30.
Рис. 1.34. План проведения выходного дня
Как видим, такой клан в алгоритму, который нужно выполнить, чтобы достичь поставленной цели: встретиться с другом, посмотреть новый фильм, посетить бассейн, посмотреть по телевизору футбольный матч.
Ученые настоятельно рекомендуют ежедневно планировать свою деятельность на следующий день. Такое планирование способствует рациональному распределению времени и дает возможность успеть выполнить важные дела. Исследования показали, что каждая минута, затраченные на планирование деятельности, экономит 10 минут самой деятельности.
Учителя всегда составляют планы проведения уроков и внеклассных мероприятий, учащиеся составляют планы написания сочинений и решения задач, медицинские работники планируют профилактические обследования населения для предотвращения заболеваний, на производстве планируют поставки сырья, чтобы не было перебоев в изготовлении продукции, в магазинах планируют поставки товаров и тому подобное.
ВКЛАДКА ОБРАЗЫ В ОКНЕ ПРОГРАММЫ SCRATCH
Исполнители в программе Scratch могут выглядеть по-разному, то есть иметь несколько образов, или, еще говорят, костюмов (рис. 1.35). Можно считать, что исполнитель меняет костюмы, как актер на сцене театра. Эти образы размещаются на вкладке Образы.
Разместить образы исполнителя на вкладке Образы можно одним из
трех способов:
Нарисовать в специальном графическом редакторе, встроенном в среде Scratch ;
Вставить из файла;
Сфотографировать на камеру, подключенную к компьютеру.
Чтобы нарисовать образ во встроенном графическом редакторе, нужно:
1. Выбрать кнопку Рисовать вкладки Образы.
2. Создать рисунок в окне встроенного графического редактора (рис. 1.36).
3. Выбрать кнопку Ок.
Чтобы вставить образ из файла, нужно:
1. Выбрать кнопку Импортировать вкладки Образы.
2. Выбрать кнопку Обиды в окне Импортировать образы (рис. 1.37).
Рис. 1.35. Вкладка Образы
Рис. 1.36. Окно встроенного графического редактора
Рис. 1.37. Окно Импортировать образы
3. Открыть содержимое одной из папок, например Animals (англ. animals - животные).
4. Выбрать нужный образ, бы. Выбрать кнопку Ок.
Каждый из образов, размещенных на вкладке Образы, можно изъять из этой вкладки (выбрав кнопку скопировать на эту же вкладку
(выбрав кнопку редактировать во встроенном графическом редакторе (выбрав кнопку
Импорт (лат. importare - ввозить из-за границы) - брать объекты из других источников.
Рис. 1.38. Алгоритм со сменой образов
Образы исполнителя можно изменять во время выполнения алгоритма. На рисунке 1.38 приведен пример такого алгоритма.
В этом алгоритме использованы следующие новые команды:
Ждать 5 секунд из группы Управлять - ее исполнение приостанавливает осуществление алгоритма на указанное время;
Следующий образ с группы Вид выполнение меняет текущий образ исполнителя на следующий в списке на вкладке Образ (после последнего образа следующим считается первый).
В начале выполнения алгоритма исполнитель должен образ, который выбран на вкладке Образы (он обведен цветной рамкой). Исполнитель находится на сцене определенным образом (например так, как это показано на рисунке 1.39, а). В таком случае после выполнения первых трех команд приведенного алгоритма исполнитель перемещается на 100 шагов, и его образ меняется на следующий (рис. 1.39, б). После выполнения следующих трех команд алгоритма исполнитель снова переміщується на 100 шагов, и его образ снова меняется на следующий (рис. 1.39, в). После этого исполнитель выполняет последнюю команду алгоритма и перемещается еще на 100 шагов.
Рис. 1.39. Выполнение алгоритма со сменой образов
Менять образы можно не только последовательно, но и в любом порядке. Для этого нужно использовать команду изменить образ на
с группы Вид. Для установки следующего образа исполнителя нужно открыть список поля блока этой команды и выбрать образ, который станет следующим после выполнения этой команды.
ВКЛАДКА ЗВУКИ В ОКНЕ ПРОГРАММЫ SCRATCH
На вкладке Звуки можно разместить звуковые сообщения, которые может воспроизводить исполнитель (рис. 1.40). Эти звуковые сообщения можно записать через подключенный к компьютеру микрофон или вставить из файла.
Каждое звуковое сообщение, которое размещено на вкладке. Звуки, можно изъять из этой вкладки (выбрав кнопку воспроизвести (выбрав кнопку остановить (выбрав кнопку
Для того чтобы записать звуковое сообщение через подключенный к компьютеру микрофон, нужно:
1. Выбрать кнопку
2. Выбрать кнопку
Записать в окне Записать звук (рис. 1.41).
Проговорить нужный текст, или спеть песню, или сыграть мелодию, или воспроизвести звуки интим образом.
4. Выбрать кнопку остановить в окне Записать звук.
5. Выбрать кнопку Ок. В этом самом окне есть кнопка
Играть, выбрав которую можно сразу прослушать записанное сообщение.
Для того чтобы вставить звук из файла, нужно:
1. Выбрать кнопку
2. Выбрать кнопку Звуки на панели навигации в окне Импортировать звук (рис. 1.42).
Рис. 1.40. Вкладка Звуки
Рис. 1.41. Окно Записать звук
Рис. 1.42. Окно Импортировать звук
3. Открыть содержимое нужной палки, например Animal .
4. Выбрать в папке нужный звук.
5. Выбрать кнопку Ок.
Воспроизвести звук во время выполнения алгоритма можно командой из группы Звуки. В поле блока этой команды можно открыть список и выбрать нужный звук из тех, что размещены на вкладке Звуки.
Работаем с компьютером
Создайте проект, в котором исполнитель автомобиль будет иметь четыре образа (car -blue , car -bug , car 1, саr 2 (англ. car - автомобиль, blue - синий, bug - жук)). Исполнитель должен четыре раза проехать путь по 200 шагов, повернуться на 90° по часовой стрелке, последовательно воспроизводить один из звуков (Trumpet 1, Trumpet 2, С аг Passing , BeUToll (англ. trumpet - труба, CarPassing - проезд автомобиля, BeUToll - звон колокольни)) и делать паузу в течение 3-х секунд, меняя каждый раз образ на следующий.
Для этого:
1. Запустите программу Scratch .
2. Откройте вкладку Образы.
3. Исключите с вкладки Образы все образы. Для него:
1. Выберите кнопку в ряду кнопок под первым образом.
2. Если остались обиды, повторите для них команду 1.
4. Разместите на вкладке образ са r - blu е. Для этого:
1. Нажмите кнопку Импортировать вкладки Образы.
2. Выберите кнопку Обиды в окне Импортировать образы.
3. Откройте содержимое папки Transportation (англ . transportation - транспорт).
4. Выберите образ car -blue .
5. Выберите кнопку Ок.
5. Разместите на вкладке образ car -bug .
6. Разместите на вкладке образ carl .
7. Разместите на вкладке образ саr 2.
8. Откройте вкладку Звуки.
9. Удалите из вкладки все звуки.
10. Разместите на вкладке звук Trumpet 1. Для этого:
1. Выберите кнопку
2. Нажмите кнопку Звуки в окне Импортировать звук.
3. Откройте содержимое папки Instruments .
4. Выберите звук Trumpet 1.
5. Выберите кнопку Ок.
11. Разместите на вкладке звук Trumpet 2.
12. Разместите на вкладке звук CarPassing (палка Effects ).
13. Разместите на вкладке звук BeUToll (палка Effects ).
14. Откройте вкладку Скрипты.
15. Разместите на вкладке Скрипты команды алгоритма (рис. 1.43).
16. Сохраните проект в своей палке в файле с именем тренування1.5_1.
17. Запустите проект на выполнение.
18. Замените все команды следующий образ на команды изменить образ на.
19. Выберите в списках команд изменить образ на имена образов так, чтобы они менялись в таком порядке: саг2, car - blue , car - bug , carl .
20. Сохраните проект в своей папке в файле с именем тренування1.5_2.
21. Запустите проект на выполнение.
22. Закройте окно программы Scratch .
Самое важное в этом пункте
Алгоритмы постоянно присутствуют в нашей жизни. Человек в своей деятельности составляет и выполняет разнообразные алгоритмы.
Одним из видов алгоритмов есть планы. Рекомендуется планировать свою деятельность на каждый следующий день, а также составлять планы различных мероприятий. Планирование способствует рациональному распределению времени и дает возможность успеть выполнить важные дела.
Вкладка Образы в программе Scratch используется для размещения образов (костюмов) исполнителя. Образ исполнителя во время выполнения алгоритма можно изменить командой следующий образ или изменить образ на с группы Вид.
Вкладка Звуки используется для размещения звуковых сообщений, которые может воспроизвести исполнитель. Воспроизведение исполнителем звукового сообщения лед время выполнения алгоритма можно осуществить командой играть звук из группы Звук.
Дайте ответы на вопросы
1*. В каких сферах деятельности человек составляет алгоритмы?
2°. В каких сферах деятельности человек исполняет алгоритмы?
3*. Что общего у плана и алгоритма?
4°. Для чего используют вкладку Образы в программе Scratch ?
5*. Как разместить новый образ на вкладку Образы?
6*. Какими командами можно изменить образ исполнителя во время выполнения алгоритма?
7*. Для чего используют вкладку Звуки в программе Scratch ?
8*. Как разместить новое звуковое уведомление на вкладке Звуки?
9°. Как можно воспроизвести звуковое уведомление во время выполнения алгоритма?
Выполните задания
1°. Составьте алгоритм выполнения домашних заданий на завтра.
2°. Составьте алгоритм создания поздравительной открытки другу на день рождения. Подайте алгоритм в виде блок-схемы.
3*. Составьте план проведения осенних каникул. Подайте алгоритм в виде блок-схемы.
4*. Составьте план написания статьи в школьную газету про ваш класс.
Подайте алгоритм в словесной форме.
5*. Составьте проект в программе Scratch , в котором исполнитель приобретает образов различных видов транспорта. Составьте сценарий этого проекта. Подберите самостоятельно соответствующие звуки.
6*. Составьте проект в программе Scratch , в котором исполнитель приобретает образов людей. Составьте сценарий этого проекта. Используйте звуки, которые вы запишете самостоятельно.
Составьте проект, в котором будут использованы образы исполнителя, созданные вами во встроенном графическом редакторе. Составьте сценарий этого проекта. Используйте звуки, которые вы запишете самостоятельно.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Составление алгоритмов и выполнение их в среде выполнения алгоритмов Scratch »
Внимание! Во время работы с компьютером соблюдайте правила безопасности и санитарно-гигиенических норм.
1. Составьте проект для исполнителя Рыжий кот, выполнив который он нарисует прямоугольник со сторонами 100 и 50 и квадрат со стороной 75. Соседние стороны прямоугольника должны быть разного цвета, а противоположные - одинакового. Цвет сторон квадрата должен отличаться от цвета сторон прямоугольника. Квадрат и прямоугольник не должны пересекаться. Сохраните проект в папке в файле с именем практическая 2.1.
2. Составьте проект, в котором исполнитель меняет образы из папки Fantasy . Составьте сценарий этого проекта. Запишите его в тетрадь. Используйте звуки, которые соответствуют выбранным вами образам. Сохраните проект в папке в файле с именем практическая 2.2.
Тип урока: исследовательская работа
Формы работы: изучение литературы и информации в интернете, анкетирование, беседа, наблюдение.
Цели урока: закрепление знаний об алгоритмах и выделение групп алгоритмов, встречающихся в нашей жизни.
Задачи урока:
- уточнить понятие «алгоритм»;
- выделить алгоритмы из нашей жизни;
- составить классификацию алгоритмов.
Ход урока:
Введение
Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер.
Мы изучаем информатику со 2 класса. На уроках этого предмета мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, алгоритмах. Заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, раздумывая, правильно ли он поступает.
Исходя из актуальности данной проблемы, мы выбрали для исследования тему «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» и определили цели и задачи работы.
Теоретическая часть
Работая над 1 частью, мы узнали: Что такое алгоритм?
Любой человек ежедневно встречается с множеством задач от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако чтобы кого-нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения.
Например, так:
Достать ключ.
Вынуть ключ.
А если представить, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться.
Вот как может выглядеть объяснение:
Выйти из дома.
Повернуть направо.
Пройти 2 квартала до автобусной остановки.
Сесть в автобус № 25, идущий к центру города.
Проехать 3 остановки.
Выйти из автобуса.
На первый взгляд, между этими алгоритмами нет ничего общего. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме второе и третье действия:
Достать ключ.
Повернуть ключ 2 раза против часовой стрелки.
Вставить ключ в замочную скважину.
Вынуть ключ.
Конечно, можно выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется.
Мы можем теперь сказать, что алгоритмы - это строго определенная последовательность действий.
Алгоритм – это план достижения цели, состоящий из шагов. В нём обозначено начало и конец. Шаги алгоритма выполняются один за другим от начала к его концу.
Практическая часть
Вторую часть нашего исследования мы посвятили наблюдениям за действиями, которые выполняют люди в повседневной жизни.
Мы провели опрос между учителями, знакомыми и обычными прохожими. На вопрос «Знаете ли вы что такое алгоритм?»: 83% ответили «да», 17% «нет».
На вопрос «Замечали ли вы в своей жизни действия по алгоритму?»: 83% - «да», 9% - «нет», 8% - «не задумывались».
В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия.
На уроках информатики мы рассматривали много алгоритмов из жизни, учебных предметов. Нас заинтересовало то, а можно ли алгоритмы каким-то образом разделить на группы. Мы выделили следующие группы.
Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Имя алгоритма – это название производимого продукта. Алгоритм «Мармелад из черной смородины»
- Алгоритмы в кулинарных рецептах
- Начало
- Ягоды чёрной смородины
- Размять
- Разварить в кастрюле.
- Горячую массу протереть
- Через сито
- Уварить до готовности
- Конец
- У каждой хозяйки много кулинарных рецептов.
- Алгоритмы из окружающего мира
- Режим дня
- Помощь родителям по хозяйству (как убирать квартиру, сходить в магазин и т.д.)
- Прополка грядки, огорода, посадка растений
- Алгоритмы из школьной жизни
- Расписание уроков
- График подачи звонков
- Расписание кружков
- Учебные алгоритмы
- Как писать изложение, диктант
- Как решать задачи по математике
- Как выучить стихотворение и т.д.
- Алгоритмы в пословицах
- Алгоритмы в песнях
- Алгоритмы в сказках
Заключение
Выполняя работу по теме «Алгоритмы в нашей жизни: новый взгляд на известные вещи» учащиеся закрепили знания об алгоритмах и выделили некоторые группы алгоритмов, встречающиеся в нашей жизни. Это не все алгоритмы, которые учащиеся смогли увидеть и разделить на группы. В будущем необходимо продолжить исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.
Литература, эор:
- Информатика: Учебник для 6 класса. Босова Л.Л. 3-е изд., испр, и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005, - 208 с.
- Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 6 класса. Босова Л.Л. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 119 с.
- Кузнецов А.А. и др. Основы информатики. - М.: Дрофа, 1998
- Кушниренко А.Г. и др. Информатика. - М.: Дрофа, 1998
- Лебедев Г.В., Кушниренко А.Г. 12 лекций по преподаванию курса информатики. - М.: Дрофа, 1998
- Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. М.: Просвещение, 2000
Дополнительно:
Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Алгоритмы в нашей жизни»
Слайд 1
Слайд 14
Слайд 20
Здесь представлены лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 21 слайд.