Компьютерный друг. Дискуссия "Компьютер - враг или друг? Какой вред наносит компьютер окружающей среде
Компьютеры совершили революцию в нашей жизни. Они изменили стиль работы, образования, торговли и развлечений людей. Их используют врачи и учителя, инженеры и дизайнеры, банковские работники и секретари. Некоторые профессии полностью связаны с компьютерами.
Но только ли другом является для нас компьютер? на этот вопрос попытались ответить учащиеся 5А, 5Б, 5Г и 6Г классов.
Высказывания ребят 5А класса
Страхов Дима: "Для меня компьютер друг. Мне он нравиться за то, что на нем можно играть. По нему можно лазить в интернете. С помощью него можно печатать текст, переписываться с друзьями. Но нужно иметь меру. Нельзя играть больше 7 часов в день. Благодаря ему людям проще учиться, работать. С помощью компьютера можно сделать так, что тебя будет знать весь мир. С его помощью можно с кем-нибудь познакомиться, подружиться или состязаться в играх с другими людьми! Компьютер - это класс! Без компьютера нельзя было бы представить мир!
Арестова Катя: "Вообще, компьютер просто железяка, которая не заменит ни кого. Я не очень хорошо отношусь к компьютеру".
Поминов Женя : "Компьютер мой друг в том, что он веселит, когда мне плохо. Он дает мне играть в различные игры, слушать музыку, пользоваться разными программами. … Компьютер никогда не заменит человека. И я думаю, что лучший друг - это человек".
Шепелева Таня : "По моему мнению, компьютер - это хорошо. Правда нужно соблюдать время сидения за ним, потому что он может навредить здоровью".
Перемитин Дима: "Компьютер мне друг, потому что в нем я могу познавать мир, знакомиться с новми друзьями, он мне помогает в учебе. Я люблю сидеть в чате. Я там уже почти всех знаю (mp1.tomsk.ru). Еще я люблю играть в counter strike и в perfekt word. А еще я часто что-нибудь качаю с сайта torrent.tomsk.ru, там есть все подряд".
Завадовская Настя: "Компьютер очень нужная вещь для человека. На нем моя мама отправляет заказы в разные фирмы, папа качает фильмы из интернета и повышает рейтинг. Еще он качает картинки и музыку из интернета. Но, к сожалению, от этого портиться зрение, а иногда от компьютерных игр портиться психика. Конечно, мне иногда хочется поиграть очень долго на компьютере, но папа ограничивает время. Это хорошо, потому что я меньше ухудшаю зрение, но плохо, потому что я не успеваю доиграть. Но компьютеры бывают не только такие, которые мы привыкли видеть. Они бывают роботами. Роботы помогают на разных производствах".
Коновалов Руслан Максимович: "Компьютер мой самый лучший друг, что б я делал на каникулах без него, некуда ходить. И мой самый лучший друг спасает меня от скуки. Еще с помощью компьютера я достаю разные нужные материалы для школы. Я очень люблю играть в «Need for speed mostwanted” по сети. Так что мы очень хорошо проводим время с компьютером!
Высказывания ребят 5Б класса
Воробьев Игорь: «Я думаю, что компьютер мой друг. Во-первых, я не сижу за ним слишком долго, и мое зрение от него не портится. Во-вторых, с помощью компьютера я хожу в Интернете и выполняю домашние задания. В-третьих, играя в компьютерные игры, я могу расслабиться».
Паталаха Кристина : «С одной стороны, компьютер - это нужная вещь, без которой очень трудно прожить, но от компьютера так же идет излучение, портится зрение и осанка, появляется зависимость. Некоторые люди делают все на компьютере: домашнее задание, заходят в Интернет и и ищут нужную информацию, печатают тексты, рисуют, печатают фотографии. С помощью компьютера можно общаться с друзьями, искать новых знакомых. Мое мнение о компьютере: если человек нормальный, у него нормальная психика, то ему компьютер на пользу, потому что он занимается делом, а если человек ненормальный, то ему компьютер во вред…».
Дупляков Кирилл: «С одной стороны компьютер - это мой помощник в поиске информации, в различных развлечениях: компьютерных играх, просмотре фильмов, фотографий и картинок. Но еще он и может навредить человеку. Игры могут быть слишком жестокие и могут приучить человека к убийствам и применению наркотиков…»
Владимиров Миша : «Компьютер - мой друг!!! Во-первых, на нем можно лазить в нэте, играть в игры. Я считаю, что он не вредит здоровью. Многие профессии пользуются компьютерами, я бы сказал почти все».
Мельников Илья : «Я считаю, что компьютер - это отличное приобретение человека. Компьютер с каждым годом становиться все лучше и лучше. Становится больше памяти, улучшается видеокарта. Компьютер используют, чтобы создавать другую технику …»
Богинская Софья: « … Для меня компьютер не друг и не враг. Нужна информация, можно использовать компьютер, но лучше сохранить зрение и сходить в библиотеку!»
Костик Гриша: «Компьютер - мой друг. Он классный…На нем можно играть, искать и открывать что-нибудь новое…Ну и, маленько, враг, потому… что… от… него… портятся ….. глаза»
Высказывания ребят 5Г класса
Шеффер Денис: «Компьютер - мой лучший друг потому, что в нем есть Интернет, в котором можно найти любую информацию, доклад. … Это очень хорошая штука. Туда можно подсоединить кабельное телевидение и смотреть, если сломался телевизор. Можно порисовать, подготовить важный документ, создать свою папку для фотографий, документов…»
Лебедева Елена: «На этот вопрос сложно ответить, хоть и кажется, что легко. Врачи утверждают, что компьютер вреден для здоровья. Но с другой стороны, он очень полезен. В нем можно найти нужную вам информацию. А вреден или нужен компьютер, решает только человек».
Высказывания ребят 6Г класса
Захаров Паша: «Компьютер вообще враг, потому что много времени отнимает. Вот пример: я играю в онлайн игру «LineaGE2» — играю час, смотрю на время, а уже прошло 8 часов»
Колесникова Настя: «Мой компьютер иногда бывает другом, а иногда врагом. Враг - когда не работает, а друг - когда работает, и тогда мне кажется, что мир иногда бывает справедлив. Компьютер может хранить, передавать и обрабатывать нужную мне информацию. Если есть Интернет, можно общаться с друзьями, качать из Интернета какую-нибудь информацию, создавать свой интернет-дневник».
Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером.
Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному. Да, с одной стороны, ребенок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а подчас и более точному и быстрому.
Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.
Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям, испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.
Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил, добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный уровень повысится.
Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере (каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения резко снизить время занятий на компьютере.
Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным считается жидкокристаллический монитор).
Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.
Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.
Дискуссия: « Компьютер – враг или друг?»
Цель. Формирование позитивного отношения к компьютеру и умения использовать его во благо себе.
Задачи:
Информировать детей о вреде и пользе компьютера.
Сформировать навыки и установки, необходимые для противостояния компьютерной зависимости.
Развивать осознанное отношение к вредным привычкам, мотивировать к здоровому образу жизни.
Подготовительный этап:
Провести анкетирование среди обучающихся «Компьютерная зависимость».
Две группы готовят выступления, раскрывающие актуальность и значение рассматриваемого вопроса. I группа компьютер - друг:, II группа: компьютер - враг.
Подготовить презентацию.
Собрать материал и подготовить памятки пользователю ПК.
На доске записать:
Компьютер - полезное и функциональное изобретение , которое благодаря новейшим технологиям может заменить телевизор, видео и музыкальный центр, оказывается, не только лучший помощник на работе и партнер для досуга, но и опаснейший агрегат.
Ход классного часа
Звучит песня «До чего дошел прогресс!»
Учитель: Да, ребята, действительно прогресс не стоит на месте. Развивается наша жизнь, наука, техника. И сегодня мы с вами будем говорить об очень интересной полезной теме.
Ученик: Посмотрим на себя со стороны?
На себя и на других таких же как и мы
Нам компьютер друг,
И никто не может тут
Без него и дня прожить и даже двух минут.
Мы с компьютером сдружились.
Многому мы научились.
Ты - помощник наш на все года.
Ведь компьютер - это сила,
Ум, наука, перспектива,
Помогает думать нам всегда.
Учитель: Речь сегодня пойдет о компьютере. В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Мы все живем в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для вас, детей, – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако в последнее время встает волнующий всех вопрос о влияние компьютера на здоровье человека, а ребенка в особенности. Вот именно поэтому, ваши родители, приобретая компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную - должны понимать, что на них ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт вам компьютер. Вот это мы сегодня и будем с вами выяснять: какая же от компьютера польза и какой вред здоровью он может принести. Основополагающий вопрос нашей встречи: Как компьютер изменил нашу жизнь?
Действительно, ребята, компьютер – вещь очень полезная. И я сегодня предлагаю вам ответить на проблемные вопросы:
В чем его польза?
Какое влияние оказывает компьютер на здоровье человека?
Какой вред наносит компьютер окружающей среде?
Учитель . В ходе подготовки к мероприятию две группы ребят готовили сообщения. А мы с вами слушаем, задаём вопросы, высказываем своё мнение. Прежде чем приступить к обсуждению нам необходимо выбрать экспертную группу, которая будет фиксировать данные после каждого этапа обсуждения вопроса: «+» - если мнение большинства совпало с мнением группы, «-» - если большинство присутствующих не поддержало выступающую группу.
I группа. Мы, безусловно, считаем,чтокомпьютер играет огромную роль в жизни
человечества. Не меньшую роль он играет и в жизни школьников.
I группа.
Учёба с помощью компьютера это:
1.Написание текстов и упражнений
2. Составление таблиц и диаграмм
3. Сканирование текстов, рисунков для подготовки уроков.
4. Использование учебных дисков по различным предметам для расширения своих знаний и кругозора.
5. Использование компьютерного лексикона и словарей для выполнения домашних заданий.
6. Возможность эстетического оформления сочинений, научных работ, докладов, рефератов.
7.Возможность поиска информации по определенной учебной теме.
8. Возможность участия в олимпиадах различного уровня.
Учитель. Ребята, если вы согласны с данным утверждением I группы, поднимите зелёные карточки, не согласны – красные. А эксперты подсчитают результаты и зафиксируют в сводной таблице.
II группа. А мы считаем, что использование компьютера приводит к бездумному копированию домашних работ, сочинений и других заданий. А результатом этого является снижение успеваемости.
Учитель.
I группа. Мы утверждаем, что компьютер дает школьнику возможность:
Можно общаться без границ в реальном масштабе времени;
Находить себе друзей, единомышленников в различных странах, городах, поселках;
Бесплатно заказывать необходимые материалы для удовлетворения собственных знаний и интересов;
Посылать и получать электронные письма, развивать в себе умения писать письма.
Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.
II группа. А у нас есть своё мнение по этому поводу. Общение с компьютером приводит к:
подмене реального общения виртуальным;
вторжению в личную жизнь другого;
порождает неграмотность.
Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.
Учитель: Компьютер дает нам много информации помогает нам узнать о новейших технологиях в различных областях нашей жизни: в науке, культуре, образовании и т.д. Занятия на компьютере развивают память, мышление. Но и самое распространённое использование этой умной машины: ИГРА! А какая может быть польза от игры на компьютере?
I группа. А представьте, что даже игра, но только если она умеренная, тоже приносит пользу. В компьютерных играх необходимо запоминать уровни, имена героев, ориентироваться по карте и быстро принимать решения. В процессе игры развивается моторная координации ребенка и мелкая мускулатура руки: ведь в любых играх вам необходимо нажимать на клавиши клавиатуры, манипулировать с мышью. А значит, совершенствуется совместная деятельность нескольких анализаторов: я подумал - соотнес с видимым на экране - нажал на кнопку или пошевелил мышкой - получил результат, видимый на мониторе. Компьютер может стать помощником, учебным пособием для ребенка. Он развивает его творческие способности, открывает перед ним огромный, интересный мир. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие - замечательно рисовать. К тому же, есть хорошие развивающие компьютерные игры для детей – а это отличный способ чему-то научиться, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения, и, кроме того, вы научитесь искать и отбирать нужную вам информацию.
Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.
Учитель. Мне хотелось бы добавить: может быть и такое, что кто-то увлечется техникой, овладеет компьютером в совершенстве, сможет починить компьютер, если он сломается и в дальнейшем станет специалистом в ремонте компьютеров! А может быть, кто-то так увлечётся компьютерными программами или чатами, форумами, что захочет освоить программирование и написать сам программу! И выучится! И напишет! И станет высокооплачиваемым программистом!
II группа. Возможно компьютер – вещь очень полезная и интересная. Но это одна сторона, которую мы знаем. Но есть еще и другая. Мы предлагаем вам посмотреть сценку.
Сценка
Ученик сидит за компьютером, имитирует работу на нем.
Сердце: Откуда должно я брать силу, если ты висишь на мне грузом?
Легкие: Нам нужен свежий воздух!
Мозг: Я устал от твоей информации.
Витя: Этого не может быть! Что вы хотите?
Сердце: Движения!
Позвоночник: Занимайся спортом!
Витя: О, нет! Только не спорт! Бег, пот, всегда эта отвратительная боль в мышцах. Только не со мной! Ни за что!
Позвоночник: Долгое сидение на одном месте искривляет спину. Крепкие хорошо тренированные мускулы поддерживают меня.
Мозг: На уроках физкультуры или в уличном движении у менее подвижных детей чаще бывают несчастные случаи.
Сердце: Движение делает меня сильным. Я накачиваю кровь через твои артерии. Питательные вещества и кислород с кровью проникают во все части твоего тела.
Мозг: Я тоже нуждаюсь в свежем кислороде, чтобы я мог работать.
Витя: Что это со мной происходит? Кажется, мне пора отдохнуть. Пойду, погуляю.
II группа. Посмотрев сценку, ответьте: может ли нанести вред компьютер детскому организму?
Учитель. Ребята, прошу выразить своё отношение к данному утверждению карточкой.
Учитель. Я предлагаю экспертам подвести итоги нашего спора. А пока экспертная группа подсчитывает все «+» и «-», я предлагаю продолжить наш разговор.
Учитель. Итак, ребята, как мы видим - компьютер приносит не только пользу, но и может навредить здоровью. Я предлагаю сейчас более подробно поговорить о том, какой же вред может нанести компьютер и как сохранить свое здоровье.
II группа. Неприятностей для здоровья со стороны компьютера можно ожидать (а значит, и предупредить) с четырех сторон:
Электромагнитное излучение.
II группа. Чтобы компьютер приносил только пользу, необходимо правильно обустроить свое рабочее место. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым вы сидите, должен подходить вам по росту. Ваши ноги не должны «болтаться», лучше подставить под ноги подставку. Монитор должен располагаться на расстоянии 45 см., это расстояние вытянутой руки. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение. (Приложение 1.)
II группа. Как и все приборы, потребляющие электроэнергию, компьютер испускает электромагнитное излучение. Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения. Считается, что электромагнитное излучение может вызвать расстройства нервной системы, снижение иммунитета, расстройства сердечнососудистой системы. Чтобы защитить себя от электромагнитного излучения необходимо:
монитор поставить в угол, так, чтобы излучение поглощалось стенами.
приобрести современную модель монитора с минимальным излучением, соответствующую госстандартам безопасности ТСО-95 и ТСО-99;
не оставлять компьютер включенным, когда он не нужен (например, на ночь), использовать «спящий» режим монитора (чтобы он временно гас, если к компьютеру не прикасаются несколько минут);
использовать ионизатор воздуха («люстру Чижевского»), насыщающий воздух полезными отрицательно заряженными частицами.
II группа. При работе за компьютером глаза находятся в постоянном напряжении, и со временем это может привести к снижению зрения и даже вызвать некоторые заболевания. И чтобы этого не случилось, необходимо также знать некоторые правила. Как мы уже сказали, монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора). Рабочее место должно быть достаточно освещенным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждые полчаса делать 10-15 минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало. Поверхность экрана нужно раз в неделю очищать специальными салфетками, пропитанными особым средством для мониторов: малейшие пылинки или пятнышки увеличивают нагрузку на зрение.
Кроме того, вы можете сделать простые упражнения. (Приложение 2)
Упражнения для глаз . (делают все вместе)
Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.
Сделайте несколько круговых движений глазами.
II группа. Если вы долго находитесь за компьютером, есть возможность развития искривления позвоночника. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки. Помните, как еще в первом классе нас учили правильно сидеть за партой? Все это справедливо и для позы, в которой сидите за компьютером. Таким образом, если вы и в школе за партой и дома за компьютером не сидите прямо, вполне можете приобрести искривление позвоночника. Неудобное кресло, слишком высокий или слишком низкий стол, отсутствие спинки – все это может привести взрослого пользователя к остеохондрозу, а ребенка – к сколиозу. Надо отметить то что, искривление позвоночника может впоследствии привести к нарушению работы внутренних органов, что в последствии скажется на его здоровье.
II группа. Для профилактики искривлений позвоночника следует:
Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место.
Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из-за стола, двигаться.
По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д.
II группа. Важно, чтобы домашнее рабочее место отвечало всем требованиям:
Спинка должна быть такой, чтоб на нее можно было слегка откинуться (буквально на несколько градусов) – это разгружает позвоночник.
Подлокотники должны располагаться так, чтобы на них можно было свободно опустить руки, расслабив локти и запястья, а кисти во время работы находились на одной оси с предплечьем (не загибаться к верху и не опускаться).
Бедра должны располагаться под прямым углом к туловищу, колени должны быть согнуты тоже под прямым углом.
Ноги должны плотно стоять на полу или на подставке.
Монитор должен быть расположен так, чтобы его середина находилась чуть ниже уровня глаз (примерно под углом 10 градусов), чтобы не уставала шея.
II группа. Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связано с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества.
II группа. Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:
как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.
для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.
после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.
II группа. Длительная работа за компьютером связанна с постоянным раздражением из-за разных ситуаций. Наверное, нет такого человека у которого ни когда не зависал компьютер с потерей не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами, с первого дозвона не можете войти в Интернет и т.д., Таким образом, вы получаете психическую неуравновешенность.
II группа. Для профилактики нервных расстройств необходимо придерживаться определённых правил.
Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того что бы её было легко найти, почаще чистите мышку что бы не бесил непослушный курсор, настройте компьютер так, чтобы каждые 5 минут он сохранял информацию и т.д.
II группа. Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название синдрома запястного канала. Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Причиной же защемления нерва является постоянная нагрузка на одни и те же мышцы.
II группа. Для профилактики синдрома запястного канала следует позаботиться о хорошем обустройстве своего рабочего места, как можно чаще прерывать работу и выполнять небольшой комплекс упражнений для рук.
Упражнения для рук.
Чем чаще вы будете прерываться для выполнения упражнений, тем больше они принесут пользы.
Встряхните руки.
Сжимайте пальцы в кулаки (~10 раз)
Вращайте кулаки вокруг своей оси. <
Надавливая одной рукой на пальцы другой руки со стороны ладони, как бы выворачивая ладонь и запястье наружу.
II группа. Правильное положение рук.
При работе с клавиатурой, угол сгиба руки в локте должен быть прямым (90 градусов)
При работе с мышкой кисть должна быть прямой, и лежать на столе как можно дальше от края.
Стул или кресло должно быть с подлокотниками, так же желательно наличие специальной выпуклости для запястья (коврик для мыши, например)
Учитель. Давайте предоставим слово экспертам.
Выступление экспертной группы.
Учитель: Итак, ребята, как мы видим, компьютер – очень полезная, интересная и умная машина. Кем будет компьютер в вашей жизни, добрым помощником или монстром, который разрушает вашу жизнь и здоровье, зависит от вас и ваших родителей.
Учитель: Исходя из результатов, мы видим, что в основном вы играете на компьютере, вас привлекают игры, многие ученики нашего класса проводят неограниченное время за компьютером, т.к. со стороны родителей нет контроля, вы раздражаетесь, что компьютер «зависает» и многое другое. Надеюсь, после сегодняшнего нашего разговора вы будете более внимательны к своему здоровью, ограничите себя во времени работы за компьютером, постараетесь проводить профилактику различных заболеваний. А чтобы вы не забыли, о чем мы сегодня говорили, я раздам вам памятки по профилактике заболеваний при работе за компьютером.
Приложения.
Анкета
"Компьютер - враг или друг?"
Класс______________ Дата__________
Ф.И. (по желанию)_______________________________________________________________
1. Чем ты увлекаешься в свободное время?
2. Как ты думаешь, испытываешь ли ты повышенный интерес к компьютеру?
затрудняюсь ответить
3. Сколько времени ты обычно проводишь за компьютером? __________________________
___________________________________________________________________________________
4. Легко ли тебе прерывать занятия за компьютером, если нужно заняться другим делом (сходить в магазин, поесть, сделать уроки, погулять с друзьями)?
да, легко
обычно мне сложно оторваться от компьютера, чтобы сделать что-либо
другое (укажи, что именно)_____________________________________________________
5. Чувствовать ли ты раздражение из-за необходимости прерывать игру на компьютере?
затрудняюсь ответить
6. Возникали ли у тебя когда-нибудь трудности и проблемы из-за увлечения компьютером?
да (укажите, какие именно)
с родителями
с друзьями
со здоровьем
7. Ты используешь компьютер потому, что…..
это модно
можно получить выигрыш
можно забыть о проблемах
в этом случае я не одинок
с ним интереснее, чем со сверстниками
другое (укажи, что именно)____________________________________________________
СПАСИБО!
Клавиатура обязательно должна располагаться ниже локтя.
Угол, образуемый плечом и предплечьем, должен составлять не менее 121 градуса.
Руки не должны быть на весу - следует опираться на подлокотники кресла.
Голова должна быть слегка наклонена вперёд.
Идеальный вариант освещения - приглушенный рассеянный свет.
Экран монитора должен быть абсолютно чистым.
Мойте руки после работы с мышкой и клавиатурой.
Как можно чаще делайте влажную уборку помещения и проветривайте его.
Для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например: аквариум с рыбками, декоративные водопады.
1.Упражнения для глаз .
Зажмурьте глаза на ~ 10 секунд
Быстро моргайте в течении ~5-10 сек.
Сделайте несколько круговых движений глазами.
2. Гимнастика для глаз
Упражнение 1
Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.
Упражнение 2
Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.
Упражнение 3
Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.
Упражнение 4
"Выписывание" глазами горизонтально лежащих восьмерок по часовой стрелке и против нее. По 5 раз в каждую сторону.
Упражнение 5
Стоя у окна, закрыть глаза, не напрягая мышц, затем широко открыть глаза и посмотреть вдаль, снова закрыть и т.д. 5 раз подряд.
Для профилактики заболеваний органов дыхания необходимо:
как можно чаще делать влажную уборку помещения и проветривать его.
для увеличения влажности можно ставить открытую емкость с водой. Например, аквариум с рыбками.
после покупки компьютера, желательно включить и оставить его на несколько часов в проветриваемом помещении, так как новые платы и новый пластик из которого сделан корпус монитора при нагревании выделяют очень большое количество вредных веществ.
Упражнения для рук.
Анисимов Лев
Ученик провел исследование влияние компьтера на физическое и психическое состояние ребёнка и взрослого. Он обратил внимание детей на наиболее распространеннные заболевания связанные с компьютером. Подобрал комплекс упражнений для зарядки после работы на компьютере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краевая научно-практическая конференция школьников «Эврика».
Россия
Краснодарский край
Научно-исследовательская работа
«Компьютер друг или враг?»
Секция: биология.
Анисимов Лев Эдуардович
Учащийся 4«г» класса, МОБУ СОШ №1
Краснодарский край, г. КОРЕНОВСК,
ул. Астраханская,3
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №1, г. Кореновска
Фоменко Ирина Владимировна
г. Кореновск
2011
«Компьютер друг или враг?»
Анисимов Лев
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека……………………………………...2
1.1.Нарушение зрения..………………………………………………………………… 4.
1.2 Заболевания, связанные с мышцами и суставами…………………………………….5
1.3 Стресс, бессонница, нервные расстройства…………………………………………...6
1.4 Заболевания органов дыхания………………………………………………………...7
Глава 2 . Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером…………………………………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………10
Список литературы ……..……………………………………………………………………11
Приложения…………………………………………………………………………… 12
Приложение I……………………………………………………………………...…...12
Приложение II ……………………………………………………………………...… 13
«Компьютер друг или враг?»
Анисимов Лев
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
1. Влияние компьютера на здоровье человека:
Длительная работа за компьютером.… По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.
Рассмотрим основные аспекты длительной работы за компьютером:
1. Работающий за компьютером человек длительное время должен сохранять относительно неподвижное положение, что негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). Особенно сильно застой крови выражен на уровне органов малого таза и конечностей. При длительных нарушениях циркуляции крови нарушается питание тканей и повреждаются стенки сосудов, что в свою очередь приводит к их необратимому расширению.
2. Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению зрения.
3. Длительная работа на клавиатуре приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья.
4. Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания .
5. Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.
6. Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности. Известно, что не недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека. Снижение эффективности работы, что в свою очередь вызывает необходимость находиться еще больше времени за компьютером. Таким образом, образуется своеобразный «порочный круг», в котором длительная работа за компьютером является пусковым моментом, определяющим все последующие нарушения. Гиподинамия, стресс, вредные привычки и неправильное питание являются основными причинами сердечнососудистых заболеваний и диабета . Таким образом, человек длительное время работающий за компьютером подвергается реальному риску сердечнососудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.
1.1 Нарушения зрения.
Как уже упоминалось выше, длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение. В последнее время появилось несколько новых терминов определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой за компьютером.
Дисплейная болезнь (астенопия: от греч. Asten-усталость + ops-зрение), характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела. При хроническом перенапряжении ресничного тела оно теряет способность сокращаться а, следовательно, теряется способность глаз к аккомодации (восприятие объектов на различных расстояниях).
Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью. В норме человек осуществляет более 20 моргательных движений в секунду. В результате этого передняя поверхность глаза постоянно увлажняется и очищается слезной жидкостью. Во время работы за компьютером частота моргания уменьшается, по меньшей мере, в три раза. При этом поверхность роговицы «высыхает». Синдром сухого глаза развивается спустя некоторое время работы за компьютером и проявляется жжением в глазах, покраснением конъюнктивы, появлением сосудистой сетки на боковых поверхностях глаз. Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома .
Именно из-за однообразной работы с объектами, расположенными близко, и страдает наше зрение. Оно просто забывает, как это - смотреть вдаль, искать взглядом, а соответствующие мышцы глаза атрофируются. Не стоит думать, что только компьютер так негативно влияет на здоровье человека и ребенка. Любая работа, связанная с напряжением зрения на близко расположенных объектах, связана с рисками снижения остроты зрения.
1.2 Заболевания, связанные с мышцами и суставами.
Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.
Заболевания опорно-двигательного аппарата
Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально) .Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте. Как правило, работающий человек приспосабливается и через некоторое время перестает чувствовать то, что сидит неправильно, при этом болезнь продолжает прогрессировать.
При работе на компьютере человек длительное время находится без движения. Но, если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка, школьника - тем более.
Позвоночник и кости взрослого мужчины уже выработали определенное нормальное состояние - осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку.
Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжи, смещение дисков).
Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой ухудшение здоровья - плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат - инсульты, инфаркты и одышка.
1.3 Стресс, бессонница, нервные расстройства.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека,… Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете «заработать» и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, «невооруженным глазом» (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей . У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
1.4 Заболевания органов дыхания.
Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время работающий компьютер демонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.
«Компьютер друг или враг?»
Анисимов Лев
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
2.Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером.
В наш компьютерный век, большинство аксессуаров к компьютеру (коврик для мыши например) воспринимаются как второстепенная безделушка. Это относится и к защитному экрану. Большое внимание уделяется процессору, винчестеру, памяти, а защитный монитор либо покупается на оставшиеся деньги, чтобы прибавить крутизны монитору, либо вообще не покупается. Есть две наиболее распространенные точки зрения на защитные экраны: 1) они не нужны, потому что монитор безвреден;
2) они необходимы, потому что излучения монитора очень вредны для здоровья. Было проведено очень много исследований, в том числе и в нашей стране.
Так, в эксперименте с крысами линии Вистар ученые изучали патогенное воздействие излучений ПК на потомство облученных животных. Это потомство проявляло крайне низкую жизнеспособность. Около половины крысят, рожденных особями, облученными ПК задолго до беременности, погибали впервые дни после появления на свет. Но если во время облучения использовалось защитное устройство, то потомство рождалось нормальным.
Все это убедительно свидетельствует, что нейтрализатор оказывает весьма ощутимый защитный эффект от вредного воздействия излучения ПК . Эти данные, безусловно, имеют непосредственное отношение к человеку, ибо показывают, что наиболее уязвимыми при облучении компьютером являются обновляющиеся (делящиеся) клетки.
Все вышесказанное говорит о том, что от компьютера надо отказаться для сохранения здоровья и зрения, но куда же без него сегодня? Но как тогда жить и выживать, работать в современном обществе? Уже практически на каждом, даже не на престижном месте работы, требуется знание и умение работать на компьютере. Так что же все-таки сделать, чтобы сохранить свое здоровье как можно дольше?
Для сохранения здоровья и зрения необходимо чередовать работу с отдыхом, во время отдыха надо смотреть вдаль или просто посидеть с закрытыми глазами. Время перерыва в работе на компьютере лучше проводить в тихом месте без посторонних людей. Ежедневно делать физические упражнения для поддержания мышц и сердечнососудистой системы в тонусе. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 сантиметров. То есть, для сохранения здоровья при работе на компьютере человеку, а тем более ребенку и школьнику, просто необходимо соблюдать определенный режим.
«Компьютер друг или враг?»
Анисимов Лев
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
Заключение.
Мы живем в информационном веке. Из-за увеличивающегося объема информации увеличивается мощность компьютера, а его вредность при этом не уменьшается, а только увеличивается. Внутреннее “железо” компьютера нагревается сильнее, выделяя в воздух множество вредных веществ, и для его охлаждения требуется сильные куллеры, которые громко шумят.
Еще большую опасность представляют компьютерные игры. Вообще все видеоигры вызывают зависимость, но компьютерные игры обладают наибольшей притягательной силой. Особо пугает зависимость от онлайновых игр, которые заполонили планету. Это такая же ужасная зависимость, что и наркотики, но игроков больше.
Каждый год выпускается большое количество компьютеров. Поэтому в скором времени компьютер будет в каждом доме и проблема опасности компьютера станет актуальной для всего мира.
Каждый человек имеет право выбора: отказаться или нет от компьютера. Я считаю, что нельзя полностью отказаться от использования компьютера. Но очень важно строго соблюдать все правила и технику безопасности. И лишь тогда враг превратится в друга.
Анисимов Лев
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
Литература.
1. Т.Богатова, И.Лапрун « Компьютер и здоровье – это совместимо?»
2. О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»
3. М.Ильицкая «Друг мой – враг мой» / - Москва: Издательство ЕШКО, 2009 г.
4. А.Закиров, А.Костенко « Новые технологии и здоровье»
5. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2009 , № 2. – С.145-151.
6. Фотографии из личного архива
7.Сайты:
- http://www.belpromwest.com/u1/galery/catalog/pic 126/60c7c18020b3697554e8a13a1f3fc1e.png
- http://allday.ru/uploads/posts/2008-9/1221377457 15231.jpg
- http://attachments-blog.tut.by/24049/files/2009/ 10/komy_nyzhen_komp_2.jpg
«Влияние компьютера на организм человека».
Анисимов Лев
Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск
МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс
Приложение III. Упражнения для глаз и мышц тела.
Упражнение 1
- Сидя за компьютером, примите максимально удобную позу
- Расслабьтесь
- Не спеша, выпрямите спину
- Закройте глаза
- Выполните легкие наклоны туловищем: вправо, влево
Упражнение 2
- Посмотрите вдаль 2-3 с
- Переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с
- Повторить 6-8 раз
Упражнение 3
- Встаньте
- Поднимите руки вверх
- Напрягите все мышцы тела
- Задержите дыхание на 7-8 с
- С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 с
- Повторите 3-5 раз
Вступление. Все чаще и чаще мы слышим от родителей предостережение о том что нельзя долго сидеть за компьютером. Связи с этим мне показалось интересным разобраться в вопросе и исследовать, кто нам компьютер: друг или враг? Для этого мы поставили следующие цели и задачи: 1.Изучить, какие болезни чаще всего встречаются у пользователей компьютера 2.Сделайте обзор соответствующей литературы 3.Исследовать как, часто проводят своё свободное время у компьютера учащиеся нашего Центра образования и какие жалобы на здоровье у них возникают.
Сегодня ПК стал необходимостью для многих пользователей и просто незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Если посчитать то время, которое проводит за компьютером среднестатистический пользователь,(а здесь учитывается не только работа в офисе, но и дома),то в итоге получается приблизительно часов в сутки, так что вполне естественным является вопрос, оказывает ли компьютер влияние на человека, и если да, то на сколько оно велико…
Для того, чтобы узнать, кто нам компьютер: друг или враг, мы провели анкетирование учащихся 5-11 классов по следующим вопросам: как часто ты проводишь время у компьютера, как много времени проводишь у компьютера без перерыва и какие жалобы на здоровье у тебя возникают.
Выводы… Проанализировав анкеты, мы пришли к следующим выводам. Как видно из Диаграммы 1, большинство учащихся очень много времени уделяют компьютеру. Учащиеся 5-го класса хотя бы 1 раз в неделю садятся за компьютер. Подавляющая часть учащихся 6-го класса видят монитор перед своими глазами каждый день или хотя бы раз в неделю. Из-за нехватки времени, учащиеся 8-х классов «добираются» до компьютера только 1 раз в неделю (ведут активный образ жизни, посещая кружки и секции). Старшеклассники высказались, что компьютер помогает при подготовке к школьным занятиям (реферат напечатать или с Интернета «скачать»), поэтому садиться за компьютер приходится часто: каждый день (более 50% учащихся 11 класса и 40% учащихся 10 класса) или несколько раз в неделю (45% учащихся 11 класса и 38% учащихся 10 класса). Диаграмма 1.
Таблица 1 Как много времени ты проводишь у компьютера без перерыва По сводной таблице, подсчитав средний процент продолжительности работы за компьютером без перерыва, получили, что учащиеся различных классов проводят у компьютера без перерыва одно и тоже время, примерно 30 минут или час (по 27 %). Немного меньше, а это 23% учащихся, проводят у компьютера без перерыва около 2-х часов. Менее 10% учащихся работают непрерывно у экрана монитора около 3-х часов и дольше Выводы: исследования, мы решили узнать. Как следствие предыдущего
Большинству учащихся 5-8 классов (около 46%), родители разрешают работать за компьютером без перерыва 30 минут, заботясь об их здоровье. 11-классники, считая себя уже взрослыми, сидят у монитора без перерыва не менее часа (47%), но не более 2-х часов, опасаясь за свое здоровье (37%). Не осталось незамеченным и то, что большая часть 6-тиклассников, а это 40%, проводят без перерыва у компьютера около 2-х часов, а это даже больше чем у учащихся 11-го класса. При этом, если учесть результаты первой диаграммы, что сидят они за компьютером каждый день, то за их здоровье стоит побеспокоиться. Первое место в непрерывном время провождении за компьютером, более 3-х часов, занимают учащиеся 10-х классов – это 23%. Дольше всего проводят у компьютера без перерыва учащиеся 10 и 9-х классов (17% и 13%). Очень мало, но еще остались учащиеся, которые помимо школьных занятий, дома за компьютером вообще не работают (в среднем 6% учащихся различного возраста). Лидирующее большинство из них учатся в 5-6 классах. Скорее всего, не разрешают родители. Среди одиннадцатиклассников таких уже нет. Диаграмма 2.
В своё время Национальная академия США провела анкетный опрос среди пользователей видеодисплейных терминалов. Оказалось, что более половины опрошенных жалуется на быструю утомляемость глаз, различные костно-мышечные боли, головные боли и т.д. Мы тоже провели анкетный опрос среди учащихся нашего ЦО, чтобы узнать, какие признаки утомления при работе на компьютере чаще всего возникают. И вот какие результаты: Диаграмма 3.
Наиболее частые жалобы у большинства учащихся ЦО на быструю утомляемость глаз (в среднем у 36% учащихся). Быстрее всего устают глаза при непрерывной работе у компьютера у учащихся 8-9 классов (46 и 47%), хотя проводят большинство ребят у компьютера около 30 минут или часа (Диаграмма 2). Костно-мышечные боли возникают у 5% учащихся, большинство из которых 11-классники. Как следствие того, что учащиеся 10-х классов проводят у компьютера без перерыва 3 часа и более (Диаграмма 2), у них чаще встречаются жалобы на головные боли. Раздражительными, нервными, забывчивыми становятся 3% учащихся различного возраста, среди которых большинство учащихся старших классов. Выводы… Диаграмма 3.
По сводной таблице и диаграмме получили, что у одинакового процента учащихся 8 и 9-х классов при долговременной работе за компьютером возникают головные боли (у 17% учащихся) и изменение психического самочувствия (у 4% учащихся). Самые высокие показатели по усталости глаз… И многим кажется,что ничего не происходит
У учащихся младших классов большой процент того, что при непрерывной работе на компьютере у них нет никаких симптомов усталости. Скорее всего, они из-за возраста их просто не замечают
Очень часто говорят о том, что работа за ПК губительно сказывается на здоровье людей. В чем же кроется проблемы? Работа за компьютером, как и любая сидячая работа, может привести к заболеваниям рук,спины,плеч,шеи.Это так называемый «синдром длительных статических нагрузок»,хорошо знакомый профессиональным машинисткам. Здесь особенно часто встречаются воспаления сухожилий. Каждое нажатие на клавишу сопровождается сокращением мышц. Сухожилия непрерывно скользят вдоль костей и соприкасаются с прилежащими тканями, что и является причиной дальнейших воспалений.
Болезни рук чаще всего вызваны их неправильным положением.А может быть,клавиатура расположена неудобно.Если подобрана не удобная в работе мышь,то это тоже сначала приведет к дискомфорту,а затем – к болезни. А вот сильные головные боли,покраснение глаз,нарушение центральной нервной системы и сердечно-сосудистой системы,нарущение осанки – это далеко не полный перечень болезней,которые ожидаю компьютероманов. Не правильно Правильно
Если глаза работают с большими перегрузками, то быстро наступает общее переутомление организма, равносильное стрессу. Как следствие – появления чувства усталости, головной боли и ощущения разбитости.Усли не дать организму своевременно отдохнуть, то он может не выдержать такой нагрузки. у одних людей это проявляется как обострение язвы, у других – как сбой сердечно – сосудистой системы или нервный срыв. Помимо всего вышеперечисленного, непременно страдают и сами глаза. После длительной работы за монитором возникает ощущение тумана перед глазами, появляется резь в глазах, может возникнуть разрыв кровеносных глазных сосудов, ощущение песка под веками, нервные тики и так далее.
Раньше считалось, что всему виной – излучения, исходящие от компьютера и монитора непосредственно. производители компьютерной техники потратили миллионы на модернизацию своей продукции. Но количество случаев заболеваний среди пользователей не уменьшилось. Ученый пришли к выводу, что причина кроется в другом. Дело в том, что изображение, которое формируется на экране компьютера, кардинально отличается от того, к чему приучен человеческий глаз. Оно светится,мерцает,состоит из отдельных точек и не имеет четких границ. Это и вызывает зрительное утомление.
Для того чтобы работа ПК была не только удобной, но и безопасной, необходимо соблюдать определенной нормы. Тщательно подходите к обустройство рабочего места. При расположении рабочего стола нужно следить, чтобы оконный проем находится перпендикулярно к монитору. Это позволит избежать нежелательных бликов на экране. На окнах должны быть шторы или жалюзи для защиты от яркого солнца.Главное,чтобы на поверхности монитора не было бликов.
Если говорить о комфорте, то нельзя не отметить что один из основолагающих моментов при постоянной сидячей работе – это положение тела.Поэтому от того, как мы сидим, зависит очень многое.Так,что формируя своё рабочее место,стоит обращать внимание на следующие моменты.Когда человек сидит за столом,стопы его ног должны располагаться на полу или ниже на специальной подставке.При этом бедра должны находится в горизонтальной плоскости.Поэтому одним из основных требований к рабочему креслу или стулу является возможность регулировки его по высоте.
Согласно установленным стандартам, уровень подъёма сиденья варьируется в пределах мм. Кроме того, стул должен иметь не только сиденье, но и спинку, а также стационарные или съемные подлокотники. Наличие спинки у сиденья просто необходим. Она должна повторять форму спины и быть оптимальной по высоте (не ниже 300мм).Ширина её должна быть не меньше 380мм,а угол наклона – варьироваться в пределах от 0 да 30 градусов относительно вертикали. Это позволит не перенапрягать спину и при этом держать позвоночник по возможности ровно. Не правильно Правильно
Хорошим монитором можно называть,только если он является безопасным и обеспечивает высокое качество изображения.Одним из гарантов того, что он отвечает эргономическим и экологическим требованиям,является соответствие стандарту ТСО.С каждым годом требования к технике возрастают,и ТСО-3,вступивший в действие с января прошлого года,является наиболее полным их отражением.Так,что покупая монитор с таким сертификатом,можно быть более спокойным за своё здоровье.Но при всем при этом ТСО не является основным критерием выбора монитора.Выбирая себе монитор,нужно обязательно сравнить качество его работы с качеством аналогичных ему.
Необходимо грамотно провести его настройку.Главный критерий при отборе прост – настройки должны быть такими чтобы глаз не напрягался.Для проверки качества настроек монитора желательно воспользоваться специальной программой,такой как Nokia Monitor Test.С её помощью можно не только проверить,но и в случае необходимости настроить яркости,контраста,избавится от муара и многое другое.Очистку поверхности экрана от пыли надо проводить осторожно,чтобы не стереть специальное зацитное антибликовое покрытие.Как и чем следует протирать монитор,узнайте у специалиста.Также важно не забывать о специальной глазной гимнастике.
Заболевания позвоночника. Заболевания остеохондрозом встречаются среди животного мира нашей планеты только у человека. Распространение остеохондроза среди людей поистине глобально - более 90%. Основными заболеваниями позвоночника развивающимися в следствии долгого нахождения за компьютером являются: остеохондроз и искривления позвоночника. Если возможность развития искривления позвоночника более велика в раннем возрасте, то остеохондроз опасен для людей всех возрастов, так же стоит отметить что последствия остеохондроза более опасны чем последствия различных видов искривления позвоночника.
Остеохондроз. Заболевание при котором происходит разрушения межпозвонковых дисков, которое может привести к грыже диска (выпячиванию его в какую либо сторону). Грыжа диска может повредить как спинной мозг так и нервные отростки от него исходящие. Последствия таких повреждений могут быть самыми разными, от болей в спине, конечностях и внутренних органах до паралича конечностей и смерти.
Профилактика заболеваний позвоночника. Для профилактики и лечения остеохондроза и искривлений позвоночника следует: 1. Постоянно следить за своей осанкой, оптимально организовать своё рабочее место. 2. Как можно чаще прерывать нахождение в одной позе, вставать из- за стола, двигаться. 3. По возможности заниматься спортом, делать зарядку и т.д. Очень полезно для позвоночника плавание и упражнения на турнике.
Компьютер и психика человека. Стресс, депрессия, нервные расстройства. Помимо того что длительная работа за компьютером отрицательно сказывается на здоровье, что уже сказывается на психике, она ещё и связанна с постоянным раздражением, источником которого могут быть разные ситуации. Наверное нет такого человека у которого ни когда не зависал компьютер с потерей не сохраненной информации, не было проблем с какими либо программами и т.д., не говоря уже об dial-up (дозвон с первого раза, ни когда не слетаем, быстро грузятся страницы и т.д.). Причём по результатам исследований, стрессовые ситуации связанные с компьютером а особенно с интернет приводят к увеличению потребления спиртных напитков. Таким образом, мы получаем или психическую неуравновешенность или алкоголизм или всё вместе.
Профилактика нервных расстройств. 1. Постарайтесь сделать так, что бы при работе компьютер давал как можно меньше сбоев и меньше раздражал вас. Например: структурируйте информацию для того что бы её было легко найти, почаще чистите мышку что бы не бесил непослушный курсор и т.д. 2. В Интернет: не ждите долго загрузки страницы посмотрите в это время другую, постарайтесь пользоваться качественным доступом (лучше 1 час с нормальной связью чем 2 с...). 3. Как можно чаще прерывайте работу с компьютером, по возможности проводите больше времени на улице, курите не за компьютером а на балконе или где предусмотрено но как можно дальше. Этот список можно продолжать ещё долго но главное, чего вы должны добиться, это того что бы работа за компьютером была для вас комфортной и не вызывала раздражения.
Заключение. Мы проделали работу, по изучению воздействия компьютера на здоровье человека. А именно, исследовали, как часто учащиеся разного возраста проводят свой досуг сидя за компьютером и какие жалобы на здоровье у них появляются. В итоге, мы пришли к выводу, что если мы будем соблюдать правила работы за компьютером, следить за длительностью пребывания за экраном монитора, прислушиваться к полезным советам врачей, то компьютер будет нам только другом и будет помогать при работе. Желаем крепкого здоровья!
Литература 1.Грищук С.Б, Тихонова А.Я. Укола здоровья.- Новосибирск: Новосиб. Кн. Издательство, 1990 г. 2.Демичоглян Г.Г. Компьютер и здоровье.- М.:Сов. спорт, По материалам газеты «Молодёжная Газета», 2004 г.